Задачи изучения лирики Организация эмоционального читательского восприятия текста и сопереживания лирическому герою Формирование умения воссоздать картины, нарисованные автором Формирование представлений о средствах художественной выразительности, умения находить их в тексте и воспроизводить их в своей речи Обучение выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих переживаний и представлений
1. Найдите слова и звуки, рисующие образ зимы в первых двух строчках стихотворения. Эти слова взяты из жизни природы или человека? Найдите подобные слова в тексте. 2. Как изображены облака? 3. Какова роль союза но в образе метелицы? Что и чему противопоставляет автор? 4. Как нарисованы птицы, какими словами автор передаёт своё отношение к ним? Почему он так к ним относится? Какое чувство к воробышкам он хочет вызвать у читателя? 5. Какую роль играет союз а в третьем четверостишии? 6. Образы зимы и весны придуманы автором или они ещё где – то вам встречались? 6. Какие слова и выражения С.А. Есенина вам особенно понравились? 7. Что можно сказать об отношении автора к природе? Система вопросов при анализе стихотворения С. Есенина «Поёт зима – аукает …»
Медленное, филологическое чтение Анализ стихотворения С.А. Есенина «Черёмуха» Черёмуха душистая с весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. 1. Почему о дереве говорится как о цветке? Почему «с весною, а не весною? 2. Почему автор использует такое сравнение? 3. Почему у поэта весна цвета мёда? 4. Автор говорит, что роса «сползает по коре». А если поэт сказал -стекает, была бы другая картина? 5. Что обозначает слово пряная? Почему оно применено к черёмухе?
Какая грусть! Конец аллеи – Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. На небе ни клочка лазури, В степи всё гладко, всё бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. А всё надежда в сердце в сердце тлеет, Что, может быть, хоть невзначай, Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край. Где бури пролетают мимо, Где дума страстная чиста – И посвящённым только зримо Цветёт весна и красота.