Лекция 2 Педагогическая деятельность, её сущность и ценностные характеристики План 1. Сущность педагогической деятельности. 2. Происхождение педагогической деятельности. 3. Структура педагогической деятельности. 4. Педагогическая деятельность как профессия.
1. Сущность педагогической деятельности. Педагогическая деятельность – особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника с целью его воспитания и обучения, развития его как личности. 2Сидоров С.В. -
Субъект педагогической деятельности – педагог. Объект педагогической деятельности – личность ребёнка. 3Сидоров С.В. -
Условием успешности педагогической деятельности является активность самого ребёнка его в обучении и воспитании. Поэтому ребёнок – не только объект педагогического воздействия, но и субъект познания и самовоспитания. 4Сидоров С.В. -
5 2. Происхождение педагогической деятельности. Главное условие возникновения педагогической деятельности – наличие общественной потребности передавать новым поколениям опыта предыдущих поколений.
Род, племя, общество Семья Государство Социальные потребности ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Личностные потребности 6Сидоров С.В. - Становление педагогической деятельности
3. Структура педагогической деятельности. В психологии основные компоненты структуры деятельности – это цель, мотивы, действия и результат. Структура (лат. structure - строение, расположение, порядок) - совокупность внутренних связей, строение, внутреннее устройство объекта. 7Сидоров С.В. -
Структура деятельности человека ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Действия и операции Действия и операции Потребность Мотив (побуждает и направляет) Цель (представление о желаемом результате) Средства Предмет Результат (удовлетворяет потребность) 8Сидоров С.В. -
Структура педагогической деятельности по Н.В. Кузьминой Педагогическая деятельность Конструктивный компонент Организаторский компонент Коммуникативный компонент Коммуникативный компонент 9Сидоров С.В. -
Конструктивная деятельность: - конструктивно-содержательная (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); - конструктивно-оперативная (планирование своих действий и действий учащихся); - конструктивно-материальная (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). 10Сидоров С.В. -
Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. 11Сидоров С.В. -
Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. 12Сидоров С.В. -
4. Педагогическая деятельность как профессия. Педагогическая деятельность 13 Сидоров С.В. - Профессиональная (педагогическая профессия) Непрофессиональная (например, родители воспитывают ребенка)
Сидоров С.В. - Особенности педагогической профессии проявляются в её целях и результате, функциях, характере труда педагога и характере взаимодействия участников педагогического процесса (педагога и ребёнка).
Цель педагогической деятельности – формирование личности человека. Оптимальный результат педагогической деятельности – личность, полезная и успешная в обществе. 15Сидоров С.В. -
Основные функции педагогической профессии: 1) адаптивная – приспособление (адаптация) ребёнка к конкретным социальным и культурным условиям; 2) гуманистическая – развитие его личности, творческой индивидуальности. 16Сидоров С.В. -
Педагогическая деятельность имеет коллективный и творческий характер. Педагогическое творчество – процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. 17Сидоров С.В. -
Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного педагогом жизненного опыта, психолого- педагогических и предметных знаний, а также новых идей, умений и навыков, усвоенных в результате саморазвития. 18Сидоров С.В. -
Особенности взаимодействия педагога с ребёнком: педагог стремится удовлетворить образовательные потребности ученика, управляя его деятельность, процессом его образования, воспитания и развития. 19Сидоров С.В. -
Основные критерии результата педагогической деятельности – это сформированные у ребёнка знания, отношения к различным сторонам жизни, опыт деятельности и поведения. Иначе говоря, труд педагога оценивается по достижениям его учеников. 20Сидоров С.В. -
Использованные источники Сидоров С.В. -