«Школа достижений и успеха»: проект совместной деятельности педагога и родителей по читательскому развитию школьников» Король Алиса Николаевна ГОУ школа 106 Приморского района Санкт-Петербурга
Исходные суждения в разработке проекта : Судьба чтения – судьба образования и воспитания;Судьба чтения – судьба образования и воспитания; Трудности читательского развития в школьном образовании можно преодолеть в семье;Трудности читательского развития в школьном образовании можно преодолеть в семье; Уровень и характер читательского развития школьника – результат взаимодействия школы, библиотеки, семьи.Уровень и характер читательского развития школьника – результат взаимодействия школы, библиотеки, семьи.
«Технология созидающего чтения» - предметное поле сотрудничество педагога с семьей Основное содержание семинаров для родителей по технологии созидающего чтения: Рационализация запоминания. Рационализация запоминания. Методики анализа учебных текстов. Методики анализа учебных текстов. Приемы психофизиологической разгрузки учащихся Приемы психофизиологической разгрузки учащихся Способы смыслового свертывания текста. Способы смыслового свертывания текста. Методика развития смыслового прогнозирования. Методика развития смыслового прогнозирования.
Основное содержание технологии созидающего чтения: Активизация общеобразовательной лексики. Активизация общеобразовательной лексики. Стратегия и тактика сплошного и выборочного чтения. Стратегия и тактика сплошного и выборочного чтения. Методика комплексного развития качеств личности в процессе чтения. Методика комплексного развития качеств личности в процессе чтения. Самоанализ и самооценка школьниками достигнутых результатов. Самоанализ и самооценка школьниками достигнутых результатов. Методика саморазвития читателя. Методика саморазвития читателя.
Технология созидающего чтения базируется на принципах: востребованности, включенности, воспроизводимости, вариативности, валеологичности.
Чтение, работу с разными текстами в семье можно организовать как игру, соревнование, форму проведения семейного досуга При этом используются самые разнообразные методические приемы, задания, упражнения, с которыми родителей знакомят по ходу проекта «Школа достижений и успеха»
Как сделать, чтобы читательский труд школьника стал творческим и радостным? 1. Вариант диалога в целях сравнения чтения текстов на одну и ту же тему «Радуга в природе и жизни». Один текст – поэтический, другой – научно- познавательный. 2. Постчитательская деятельность совместно с родителями
Что дает такая работа с текстами в семье? Развивает многие психологические качества школьника. Задания стимулируют психическую деятельность читателя, способствуют активизации мышления, воображения, эмоциональной сферы и лексического опыта. Они расширяет эрудицию читателя; способствуют литературному развитию; гармонизируют чтение; обогащают поэтическое чутье; влияют на жанровое, языковое и эстетическое сознание; воспитывают внимательное отношение к тексту; тренируют память; формируют прогностические умения. Предлагаемая технология работы с текстами через частности совершенствует культуру чтения в целом и семейное чтение в частности.
Вопросы к участникам семинара для родителей: 1. Какие аргументы, доказательства можно привести к следующим утверждениям: «судьба чтения – судьба образования»; «читательское развитие школьника – условие и продукт учения и обучения в школе»
2. Какие задания ВАМ понравились больше всего и почему? 3. Какие трудности Вы видите в содействии читательскому развитию Вашего ребенка? 4. Что надо предпринять для внедрения технологии созидающего чтения в систему школьного образования? Вопросы к участникам семинара для родителей:
Основные показатели оценки навыков чтения с которыми родителей знакомят на семинарах в рамках проекта: время чтения– время, затраченное на чтение текста. Измеряется в часах, минутах, секундах. Чаще всего время измеряется в минутах.время чтения – время, затраченное на чтение текста. Измеряется в часах, минутах, секундах. Чаще всего время измеряется в минутах. объем текстаможет измеряться в знаках, словах, страницах.объем текста – может измеряться в знаках, словах, страницах. скорость чтенияэто объем прочитанного текста за единицу временискорость чтения - это объем прочитанного текста за единицу времени.
Основные показатели оценки навыков чтения: коэффициент усвоения- количество усвоенного содержания текста. Он включает понимание, запоминание и воспроизведение текста.коэффициент усвоения - количество усвоенного содержания текста. Он включает понимание, запоминание и воспроизведение текста. продуктивность чтения продуктивность чтения определяется как произведение скорости чтения и коэффициента усвоения и измеряется количеством слов в минуту (сл /мин).продуктивность чтения - продуктивность чтения определяется как произведение скорости чтения и коэффициента усвоения и измеряется количеством слов в минуту (сл /мин).
Типы чтения: Нп – низкопродуктивное, Пв – поверхностное, Нр – нерациональное, Ст – стандартно-типичное, Вп – высокопродуктивное.
Как «текст в себе» преобразовать в «текст для себя» и создать «текст от себя»? Методики анализа текстов отраслевой тематики: по структуре суждений –(главная, основные, дополнительные мысли); концептографический; фактографический; подтекстовый (скрытый смысл); тезаурусный;
Спасибо за внимание!