Этапы внедрения АСУ РСО
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ 1. Раздел «Справка» в АСУ РСО 2. Сайт программы Раздел «Сетевой город. Образование» 3. Сайт МОУДПОС Центра информационных технологий Раздел АСУ РСО, страница «Методические рекомендации»
Методические рекомендации для МОУ Руководство пользователя АСУ РСО Руководство по использованию "Конструктора отчетов" в АСУ РСО Ведение базы данных Использование кнопки "Расширенный импорт" Справочная информация для заполнения полей форма обучения, программа обучения, состав семьи, социальное положение в личной карточке учащегося Смена типа класса с общеобразовательного на любой другой тип класса Особенности движения учащихся в АСУ РСО На сайте МОУДПОС Центра информационных технологий:
Подготовка базы данных к заполнению форм государственной статической отчетности в АСУ РСО Типы и краткая характеристика отчетов, формирующихся на основе данных АСУ РСО Размещение материалов в разделе "Документы" Алгоритм размещения сообщений на доске Презентация. Особенности формирования приказов по движению Инструкция по открытию 2011/2012 учебного года в АСУ РСО Подготовка базы данных учреждения в АСУ РСО для ведения ЭКЖ Инструкция по разделению класса на подгруппы в АСУ РСО Ведение ЭКЖ и формирование отчетов по успеваемости Создание учебного плана Инструкция по созданию и редактированию классов и предметов Подготовка БД АСУ РСО к итоговой аттестации Презентация. Ведение электронных журналов и электронных дневников Единые требования к ведению журналов успеваемости учащихся в электронном виде Инструкция по созданию календарно-тематического планирования На сайте МОУДПОС Центра информационных технологий:
Пакет нормативных документов (памятки, инструкции, проекты положений) Изменения в должностные инструкции сотрудников ОУ Примерное положение об АСУ РСО в ОУ Проект положения об электронном классном журнале Примерная памятка - инструкция классному руководителю по работе в АСУ РСО Примерная памятка - инструкция для родителей по работе в АСУ РСО Примерная инструкция для заместителей директоров по ВР по работе в АСУ РСО Примерная инструкция для заместителей директоров по УВР по работе в АСУ РСО Примерная инструкция для секретаря ОУ по работе в АСУ РСО Примерная инструкция для классного руководителя по работе в АСУ РСО Примерная инструкция для учителя-предметника по работе в АСУ РСО Инструкция для родителей по работе в АСУ РСО На сайте МОУДПОС Центра информационных технологий:
Методическое пособие по внедрению
Организация и участники внедрения АСУ в школе Подходы к внедрению Инициативное: наблюдательная, содействующая позиция руководителя и рабочая группа; «-» -недостаточность полномочий и прав; «+» - щадящий режим по отношению к сотрудникам. Мотивационно -административное: активная, действенная позиция руководителя, привлечены все типы и группы сотрудников в соответствии с этапами внедрения; «-» - напряженный инновационный режим, повышенная нагрузка на сотрудников; «+» - рабочее адресное распределение ролей, динамичность, последовательность этапов, достаточное нормативное обеспечение.
Содержание внедрения АСУ РСО на любом этапе Определение состава решаемых с помощью АСУ задач. Обеспечение необходимых технических условий (коммуникационный сервер, выход в интернет, рабочие места пользователей). Обеспечение необходимой нормативно-правовой базы. Определение новых функций и выстраивание новых взаимоотношений сотрудников. Подготовка пользователей – сотрудников школы, учащихся и родителей к освоению ресурсов и сервисов системы. Преобразование информационных потоков и процессов в школе. Комплекс критериев и показателей внедрения информационной системы
Этапы внедрения Подготовительный этап Этап 1. Ввод основных данных о школе, контингенте, сотрудниках. Ведение автоматизированного учета кадров и контингента. Этап 2. Выставление итоговых отметок и получение отчетов за учебный период, ведение книги движения, ведение расписания уроков. Этап 3. Ведение электронных классных журналов, календарно- тематических планов, организация документооборота в АСУ РСО, использование средств АСУ РСО для взаимодействия всех участников образовательного процесса. Этап 4. Организация дистанционного доступа родителей для использования возможностей АСУ РСО. Этап 5. Наполнение АСУ РСО учебными материалами, освоение электронного тестирования и других возможностей системы
Подготовительный этап Цель: обеспечить нормативные, кадровые, материально-технические условия для перехода к этапам непосредственного внедрения. Задачи: Провести анализ ресурсов и условий. Выработать стратегию и план внедрения АСУ РСО. Создать организационную структуру внедрения. Разработать необходимую нормативно-правовую документацию. Обеспечить необходимые технические условия Сформировать необходимый мотивационный фон в педагогическом коллективе и коллективе родителей.
Подготовительный этап Результат: Определена стратегия, разработан план внедрения АСУ РСО в ОУ. Обеспечены технические условия (коммуникационный сервер, выход в интернет, рабочие места пользователей). Создана организационная структура. Определены функции Администратора АСУ и Координатора АСУ (заместителя директора), делегированы полномочия исполнителям (Оператор АСУ). Разработана и утверждена необходимая нормативно-правовая база. Подготовлены необходимые инструктивно-методические материалы. Сформировано положительное отношение сотрудников. Подготовлены данные о школе, контингенте и сотрудниках в объеме и формате, необходимом для реализации первого этапа внедрения.
Подготовительный этап Нормативно-правовая база Положение об использовании АСУ РСО в ОУ Функциональные обязанности Администратора АСУ, Координатора АСУ, расширение должностных обязанностей сотрудников (Оператор АСУ) План внедрения АСУ РСО в ОУ Приказ о внедрении АСУ РСО Регламенты использования рабочих мест Согласие родителей на размещение в АСУ данных о себе и своем ребенке (типовой договор) Согласие сотрудников на размещение в АСУ персональных данных Нормативно-правовая база определяет стратегию, этапы и план внедрения, функциональные обязанности, степень участия участников; закрепляет ответственность администрации и исполнителей; регламентирует использование рабочих мест и уровень доступа пользователей.
Этап 1. Ввод основных данных о школе, контингенте и сотрудниках. Введение автоматизации учета кадров и контингента Цель: перейти на технологии автоматизированного учета контингента и кадров. Задачи: Создать базу данных о школе, контингенте, сотрудниках. Разработать дополнительную нормативно-правовую документацию (нормативно закрепить переход на новые технологии автоматизированного учета контингента и кадров). Оборудовать дополнительные рабочие места пользователей. Подготовить кадры (администрация, классные руководители) к непосредственному внедрению технологий автоматизированного учета кадров и контингента. Обеспечить согласованную коллективную деятельность по автоматизированному учету кадров и контингента
Этап 1. Ввод основных данных о школе, контингенте и сотрудниках. Введение автоматизации учета кадров и контингента Результаты: Полнота и достоверность ввода данных 100% - доля актуализированных полей вводимых данных по школе, контингенту, сотрудникам; 100% - доля охвата учащихся в данных; 100% - доля охвата родителей в данных; 100% - доля охвата сотрудников в данных.
Этап 1. Ввод основных данных о школе, контингенте и сотрудниках. Введение автоматизации учета кадров и контингента Результаты: Востребованность и использование АСУ в системе информационного обеспечения внутришкольного управления, эффективность информационной системы: Использование секретарем; 100% администрации освоили АСУ в прямом режиме взаимодействия; 50-75% классных руководителей освоили АСУ в прямом режиме взаимодействия.
Этап 1. Ввод основных данных о школе, контингенте и сотрудниках. Введение автоматизации учета кадров и контингента Результаты: Подготовка отчета ОШ-1. Автоматизированный учет контингента (движение, наполняемость) Автоматизированный учет кадров на уровне ОУ.
Этап 1. Нормативно-правовая база Изменение должностных обязанностей сотрудников (классных руководителей, учителей-предметников) План мероприятий первого этапа
Этап 2. Выставление итоговых отметок и получение отчетов за учебный период, ведение расписания уроков Цели: Перейти на технологии автоматизированного учета итоговой успеваемости и ведения расписания учебных занятий и мероприятий; автоматизировать анализ итоговой успеваемости; довести технологию учета контингента до уровня традиционной. Задачи: Разработать и утвердить нормативную базу внедрения автоматизированного учета итоговой успеваемости и ведения расписания учебных занятий и мероприятий. Обеспечить необходимые рабочие места пользователей (учителя-предметники) Подготовить кадры к непосредственному внедрению указанных технологий. Обеспечить согласованную коллективную деятельность.
Этап 2. Выставление итоговых отметок и получение отчетов за учебный период, ведение расписания уроков Результаты: Полнота и достоверность ввода данных 100% - доля актуализированных полей вводимых данных по школе, контингенту, сотрудникам для ведения расписания и учета итоговых отметок; 100% - доля охвата учащихся в данных и полей для ведения книги по движению; 100% - доля охвата родителей в данных; 100% - доля охвата сотрудников в данных; 100% - доля охвата предметов в электронных журналах при учете итоговых отметок; 100% доля охвата классов и учащихся при персонифицированном учете итоговых отметок в электронном журналах; 100% классов одной из ступеней – доля охвата классов в электронной форме ведения расписания уроков и мероприятий.
Этап 2. Выставление итоговых отметок и получение отчетов за учебный период, ведение расписания уроков Результаты: Востребованность и использование АСУ в системе информационного обеспечения внутришкольного управления, эффективность информационной системы: Зам.директора по УВР, курирующий расписание уроков, освоил ввод расписания и использует систему постоянно в прямом режиме взаимодействия; Зам.директора по УВР освоили новую технологию сбора данных и анализа итогов успеваемости за учебный период; Секретарь, зам.директора по ВР, курирующий расписание мероприятий, освоили ввод расписания и используют систему постоянно в прямом режиме взаимодействия;
Этап 2. Выставление итоговых отметок и получение отчетов за учебный период, ведение расписания уроков Результаты: Востребованность и использование АСУ в системе информационного обеспечения внутришкольного управления, эффективность информационной системы: 100% администрации освоили просмотр расписания по классам и предметам, дням недели, по учителям и отчетов по итоговой успеваемости в прямом режиме взаимодействия; 100% классных руководителей освоили учет итоговых отметок в электронном журнале, просмотр отчетов по итоговой успеваемости в прямом режиме взаимодействия; 50-75% учителей-предметников освоили учет итоговых отметок в электронном журнале, просмотр отчетов по итоговой успеваемости в прямом режиме взаимодействия.
Этап 2. Выставление итоговых отметок и получение отчетов за учебный период, ведение расписания уроков Результаты: Подготовка отчета ОШ-1; Сбор данных и автоматическая подготовка отчетов по итоговой успеваемости; Автоматизированный учет контингента (движение, наполняемость) Автоматизированный учет различных категорий учащихся (дети с ООП, инвалиды, сироты …) Автоматизированный учет кадров в рамках ОУ. Совместно используются технологии ведения «бумажного» классного журнала и электронного журнала (в части учета итоговых оценок)
Этап 2. Нормативно-правовая база Изменение должностных обязанностей сотрудников (классных руководителей, учителей-предметников) План мероприятий первого этапа
Цели: Перейти на технологии электронного ведения расписания уроков и мероприятий по всей школе; автоматизированного учета текущей успеваемости и посещаемости занятий; ведения календарно -тематических планов; Отработать технологии организации взаимодействия всех участников образовательного процесса средствами доски объявлений, электронной почты и форума. Этап 3. Ведение электронных классных журналов, календарно-тематических планов, использование средств АСУ для взаимодействия всех участников образовательного процесса
Задачи: Разработать и утвердить нормативную базу внедрения автоматизированного учета текущей успеваемости и посещаемости занятий; ведения календарно -тематических планов. Разработать и утвердить нормативную базу использования для взаимодействия всех участников образовательного процесса доски объявлений, электронной почты и форума. Нормативно закрепить переход школы на указанные технологии. Подготовить кадры к непосредственному внедрению указанных технологий. Обеспечить освоение согласованной коллективной деятельности. Этап 3. Ведение электронных классных журналов, календарно-тематических планов, использование средств АСУ для взаимодействия всех участников образовательного процесса
Практикум
Результаты: Полнота и достоверность ввода данных 100% - доля актуализированных полей вводимых данных по школе, контингенту, сотрудникам для ведения расписания и учета текущих отметок и посещаемости; 100% - доля актуализированных полей для ведения календарно-тематических планов; 100% - доля охвата классов и учащихся при персонифицированном учете текущих отметок и посещаемости в электронных журналах; Этап 3. Ведение электронных классных журналов, календарно-тематических планов, использование средств АСУ для взаимодействия всех участников образовательного процесса
Результаты: Полнота и достоверность ввода данных 100% - доля охвата сотрудников в данных; 100% доля охвата классов школы в электронной форме ведения расписания уроков и мероприятий; 100% - доля охвата предметов в электронных журналах при учете текущих отметок и посещаемости. Этап 3. Ведение электронных классных журналов, календарно-тематических планов, использование средств АСУ для взаимодействия всех участников образовательного процесса
Результаты: Востребованность и использование АСУ в системе информационного обеспечения внутришкольного управления, эффективность информационной системы: Зам.директора по УВР освоили новую технологию сбора календарно –тематических планов; Этап 3. Ведение электронных классных журналов, календарно-тематических планов, использование средств АСУ для взаимодействия всех участников образовательного процесса
Результаты: Востребованность и использование АСУ в системе информационного обеспечения внутришкольного управления, эффективность информационной системы: 100% администрации освоили просмотр расписания по классам и предметам, дням недели, по учителям и отчетов по текущей и итоговой успеваемости и посещаемости в прямом режиме взаимодействия; 100% администрации освоили просмотр календарно – тематических планов; Этап 3. Ведение электронных классных журналов, календарно-тематических планов, использование средств АСУ для взаимодействия всех участников образовательного процесса
Результаты: Востребованность и использование АСУ в системе информационного обеспечения внутришкольного управления, эффективность информационной системы: 100% классных руководителей освоили учет текущих отметок и посещаемости в электронном журнале, автоматическое получение отчетов в прямом режиме взаимодействия; % учителей-предметников освоили учет текущих отметок и посещаемости в электронном журнале, просмотр отчетов по текущей и итоговой успеваемости. Этап 3. Ведение электронных классных журналов, календарно-тематических планов, использование средств АСУ для взаимодействия всех участников образовательного процесса
Результаты: Подготовка отчета ОШ-1; Сбор данных и автоматическая подготовка отчетов по текущей и итоговой успеваемости и посещаемости, информирование родителей; Ведение расписания занятий и мероприятий по школе; Ведение календарно –тематических планов учителей- предметников; Автоматизированный учет контингента (движение, наполняемость). Этап 3. Ведение электронных классных журналов, календарно-тематических планов, использование средств АСУ для взаимодействия всех участников образовательного процесса
Результаты: Автоматизированный учет кадров. Совместно используются технологии ведения «бумажного» классного журнала и электронного журнала (в части учета текущих и итоговых отметок и посещаемости). Введены новые технологии взаимодействия – используют доску объявлений, электронную почту, форум: 75% администрации и педагогов, при этом 50% регулярно; 75% учащихся, при этом 50% регулярно; 50% родителей, при этом 10% регулярно. Этап 3. Ведение электронных классных журналов, календарно-тематических планов, использование средств АСУ для взаимодействия всех участников образовательного процесса
Определение новых функций и выстраивание новых взаимоотношений сотрудников В системе сбора и ввода данных необходимо определить исполнителей, непосредственно осуществляющих ввод определенных данных и несущих ответственность за их своевременность, полноту, достоверность; В системе сбора и ввода данных необходимо определить не только конкретных исполнителей, но и управленческий персонал, отвечающий за ввод определенных данных и обеспечивающий однократный и обязательный ввод данных. При этом члены администрации могут быть и непосредственными исполнителями Координатор АСУ Функции координатора АСУ должны быть делегированы сотруднику школы с достаточными административными полномочиями – заместителю директора!
Содержание деятельности членов администрации школы по внедрению и функционированию АСУ 2 уровня: Управление деятельностью подчиненных сотрудников. Непосредственное взаимодействие с АСУ для ввода данных и получения из нее информации в соответствии с определенным объемом и в соответствии с общими планами, циклограммами, технологическими картами.
Управление деятельностью подчиненных сотрудников Организует и координирует совместную деятельность пользователей его прямого подчинения по непосредственному вводу данных и подготовке отчетов из АСУ; сопровождению коммуникационных серверов (электронной почты, форума, доски объявлений) использованию образовательных ресурсов и электронного тестирования. Выполняет проверку на корректность и непротиворечивость введенных данных. Взаимодействует с администратором АСУ и координатором АСУ. Контролирует своевременное и качественное выполнение работ.
Информационное обеспечение 2 направления: Разработка и предоставление пользователям (в том числе, родителям и учащимся) и персоналу ОУ необходимых информационных материалов; Включение информационно-инструктивных элементов в различные легальные формы методической работы ОУ.