«Семья и школа: детство без жестокости и насилия». Общешкольное родительское собрание 23 сентября 2011г.
Скоробогатый Владимир Николаевич Директор МБОУ СОШ 33 Шаталова Оксана Леонидовна Педагог-психолог Центра развития образования. Сухонос Ольга Николаевна Педагог-психоллог МБОУ СОШ 33 Савочкин Геннадий Александрович Депутат краевой Думы Волошина Мария Валентиновна Старший инспектор по пропаганде отдельного батальона ДПС ГИБДД УМВД России по городу Хабаровску
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Принцип 9 Декларации прав ребенка (от 20 ноября 1959 года)
Жестокое обращение и насилие – причина того, что множество детей не реализуют свое право на образование, болеют, умирают детьми, становятся инвалидами, никогда не реализуют своих способностей и никогда не почувствуют себя счастливыми.
Современная ситуация характеризуется не столько сокращением распространенности жестокого обращения с детьми, сколько признанием существования этого явления и готовностью общества принять все необходимые меры для предупреждения насилия по отношению к детям.
Статья 37. Государство- участники обеспечивают, чтобы: а) ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 года
Статья 3. Защита от жестокого обращения, эксплуатации и насилия: Дети имеют право на защиту от всех форм жестокого обращения, невнимания, эксплуатации и насилия. Общество должно ликвидировать все формы насилия в отношении детей. Декларация и План действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятые Резолюцией специальной сессии Генеральной Ассамблеи ОНН от 10 мая 2002 года S-27/2
Жестокое обращение – это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их, заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Физическое насилие Действие (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.
Сексуальное насилие Любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Психическое насилие Эмоционально неправильное обращение с детьми: обвинение, оскорбление, угроза в адрес ребенка (брань, крики, внушение чувства страха).
Экономическое насилие Отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка), невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Административная ответственность В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях ст.5.35 Рассмотрение дел относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов, муниципальных районов Хабаровского края.
Уголовная ответственность Российское уголовное законодательство Ст.111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ст. 117 (истязание), ст. 131 (изнасилование), ст. 132 (насильственные действия сексуального характера), ст. 135 (развратные действия), ст.125 (оставление в опасности), ст. 124 (неоказание помощи больному), ст. 156 (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего), ст. 110 (доведение до самоубийства) и другие.
Гражданско-правовая ответственность В соответствии с Семейным Кодексом Российской Федерации. Ст. 69 (лишение родительских прав), ст. 73 (ограничение родительских прав), ст. 77 (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью).
В соответствии с Законом об образовании Ст.15 п.6 «Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается». Ст. 336 ТК РФ предусматривает увольнение педагога даже за однократное применение физического или психического насилия к учащимся.
В соответствии с Законом об образовании Ст. 156 УК РФ предусматривает штраф, исправительные работы или тюремное заключение до трех лет за ненадлежащее исполнение педагогом обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Ст. 115 и 116 УК РФ устанавливает ответственность за побои и истязания.
АГРЕССИЯ Это отражение внутренних проблем ребенка, которые возникают чаще всего из-за жестокости и безучастия взрослых
Модель поведения, усвоенная в детстве, воспроизводиться в других социальных институтах: школе, армии, государстве в целом. Остановить распространение насилия возможно, только преодолев жестокое отношение к детям.