1931 год Московский областной индустриально- педагогический институт (МОИПИ), Московский областной педагогический институт (МОПИ), 1957 год Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской (МОПИ им. Н.К.Крупской), 1991 год Московский педагогический университет (МПУ), 2002 год Московский областной государственный университет (МГОУ)
Психологи МГОУ: 70 лет на кафедре и 7 лет на факультете
Кафедра психологии в МОПИ была создана в 1941 году для подготовки учителя литературы и психологии Кафедра психологии в МОПИ была создана в 1941 году для подготовки учителя литературы и психологии Факультет психологии создан решением ученого совета университета 3 июля 2004 года на базе факультетов практической психологии, психолого-дефектологического и социально- педагогического. Факультет психологии создан решением ученого совета университета 3 июля 2004 года на базе факультетов практической психологии, психолого-дефектологического и социально- педагогического. Сегодня – это: Два отделения, объединяющие пять кафедр и научная лаборатория: Два отделения, объединяющие пять кафедр и научная лаборатория: отделение психологии: Кафедра общей и педагогической психологии Кафедра общей и педагогической психологии Кафедра социальной психологии Кафедра социальной психологии Кафедра психологического консультирования Кафедра психологического консультирования Кафедра психологии развития и профессиональной деятельности Кафедра психологии развития и профессиональной деятельности отделение социальной работы и социальной педагогики: Кафедра социальной работы и социальной педагогики Кафедра социальной работы и социальной педагогики Научно-практическая лаборатория проблем социализации
Выпускникам факультета присваивается квалификация (аккредитация 2009) по специальности «Психология» - по специальности «Психология» - «Психолог. Преподаватель психологии», со специализациями «Социальная психология», «Психологическое консультирование», «Психология управления» «Психолог. Преподаватель психологии», со специализациями «Социальная психология», «Психологическое консультирование», «Психология управления» по специальности «Социальная работа» - «Специалист социальной работы» со специализацией «Психосоциальные технологии работы с населением» по специальности «Социальная работа» - «Специалист социальной работы» со специализацией «Психосоциальные технологии работы с населением» по специальности «Социальная педагогика» - по специальности «Социальная педагогика» - «Социальный педагог» со специализацией «Социально- психологическое консультирование населения» «Социальный педагог» со специализацией «Социально- психологическое консультирование населения» С 2007 года по социальной педагогике и С 2007 года по социальной педагогике и с 2010 года по социальной работе студенты дневного отделения обучаются в бакалавриате с 2010 года по социальной работе студенты дневного отделения обучаются в бакалавриате
Аспирантура и диссертационные советы С 1994 года – работает докторантура и аспирантура (педагогическая психология) С 1994 года – работает докторантура и аспирантура (педагогическая психология) Защиты происходят в диссовете Д (председатель проф. Пасечник В.В.) Защиты происходят в диссовете Д (председатель проф. Пасечник В.В.) С 2010 – открыты и работают аспирантуры: (психология труда, инженерная психология и эргономика) и (социальная психология) С 2010 – открыты и работают аспирантуры: (психология труда, инженерная психология и эргономика) и (социальная психология) В ноябре 2010 открыт и начал работу диссовет Д (председатель проф. Булгаков А.В.) В ноябре 2010 открыт и начал работу диссовет Д (председатель проф. Булгаков А.В.)
Мы работаем системно, творчески, качественно. В декабре 2006 принята Стратегическая программа развития факультета до 2012 года Сформулирована миссия факультета Сформулирована миссия факультета Намечены стратегические приоритеты Намечены стратегические приоритеты Определены внутренние партнеры Определены внутренние партнеры Обозначены основные направления развития факультета Обозначены основные направления развития факультета
МИССИЯ ФАКУЛЬТЕТА: способствовать социальным изменениям, формировать профессиональную ответственность специалистов социальной сферы, реализующих защиту и оказывающих поддержку, психологическую помощь уязвимым слоям населения, в решении проблем человеческих отношений, в целях общественного и индивидуального благополучия; способствовать социальным изменениям, формировать профессиональную ответственность специалистов социальной сферы, реализующих защиту и оказывающих поддержку, психологическую помощь уязвимым слоям населения, в решении проблем человеческих отношений, в целях общественного и индивидуального благополучия; быть центром интеграции научно-исследовательской, прикладной и образовательной деятельности профессиональных сообществ психологов, социальных работников, социальных педагогов, при решении перспективных и актуальных задач развития Московской области быть центром интеграции научно-исследовательской, прикладной и образовательной деятельности профессиональных сообществ психологов, социальных работников, социальных педагогов, при решении перспективных и актуальных задач развития Московской области
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ: 1. Обеспечение единства психологической, социальной и педагогической науки, практики и образования. 1. Обеспечение единства психологической, социальной и педагогической науки, практики и образования. 2. Обеспечение конкурентоспособности выпускников факультета на рынке труда. 2. Обеспечение конкурентоспособности выпускников факультета на рынке труда. 3. Развитие междисциплинарных образовательных и научно-исследовательских проектов. 3. Развитие междисциплинарных образовательных и научно-исследовательских проектов. 4. Интеграция факультета в российское и мировое психологическое, социальное и педагогическое сообщество. 4. Интеграция факультета в российское и мировое психологическое, социальное и педагогическое сообщество.
Основные направления реализации приоритетов факультета в Московской области 1. Подготовка профессиональных, конкурентно-способных кадров для системы образования Московской области 2. Организация системы непрерывного психологического сопровождения деятельности системы образования Московской области
Преподаватели факультета: 82 чел., 64 чел в штате
Реализация научного потенциала ППС факультета В годах преподавателями факультета защищено 2 докторские и 2 кандидатские диссертации; В годах преподавателями факультета защищено 2 докторские и 2 кандидатские диссертации; В 2011 году состоятся защиты 2-х кандидатских диссертаций наших преподавателей; В 2011 году состоятся защиты 2-х кандидатских диссертаций наших преподавателей; В качестве соискателей работают над диссертациями: докторскими – 7, кандидатскими – 7; В качестве соискателей работают над диссертациями: докторскими – 7, кандидатскими – 7; На кафедрах подготовлено к защите 27 диссертационных работ (кандидатских и докторских). На кафедрах подготовлено к защите 27 диссертационных работ (кандидатских и докторских).
С 2006 года на факультете проходят ежегодные «Левитовские чтения в МГОУ». Формат – международная научно- практическая конференция 15 апреля 2010 – состоялись 5-е на тему: «Социальное образование в контексте Болонского процесса» 15 апреля 2010 – состоялись 5-е на тему: «Социальное образование в контексте Болонского процесса»
С 2007 года начат выпуск научного журнала «Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки», являющегося рекомендованным ВАК России рецензируемым журналом для публикации научных статей. С 2007 года начат выпуск научного журнала «Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки», являющегося рекомендованным ВАК России рецензируемым журналом для публикации научных статей. В 2008 году на факультете открылась научно-практическая лаборатория проблем социализации. В 2008 году на факультете открылась научно-практическая лаборатория проблем социализации. В 2009 году в дополнению к педагогической психологии открыты еще 2 аспирантуры (социальная психология; психология труда) В 2009 году в дополнению к педагогической психологии открыты еще 2 аспирантуры (социальная психология; психология труда) В 2009 году на базе факультета организована работа психологической службы университета. С 2010 перешла в состав Центра (доц. Крохин А.Г.) В 2009 году на базе факультета организована работа психологической службы университета. С 2010 перешла в состав Центра (доц. Крохин А.Г.) В 2010 году открыт диссовет по психологическим наукам и В 2010 году открыт диссовет по психологическим наукам и
Проектная мощность факультета – Проектная мощность факультета – 750 студентов, обучающихся по бюджету Сегодня на факультете обучается 1569 чел. Сегодня на факультете обучается 1569 чел. Среди них 320 студентов-дистантников Института открытого образования МГОУ, обучающихся на факультете по специальностям педагогика и психология, психология, социальная работа Среди них 320 студентов-дистантников Института открытого образования МГОУ, обучающихся на факультете по специальностям педагогика и психология, психология, социальная работа
Контингент факультета психологии годы
Общее количество выпускников факультета психологии годы
Но дальнейший успех принципиально непредсказуем, успех не вечен, за ним всегда следует спад, и глупо ожидать чего-то другого. Но дальнейший успех принципиально непредсказуем, успех не вечен, за ним всегда следует спад, и глупо ожидать чего-то другого. Следует ставить не на формулу успеха, а на успешных управленцев образовательным процессом, высококлассных специалистов. Следует ставить не на формулу успеха, а на успешных управленцев образовательным процессом, высококлассных специалистов. Использовать амбивалентные возможности предоставляемые российской реальностью. Использовать амбивалентные возможности предоставляемые российской реальностью. Думать и Действовать …. Думать и Действовать ….
Несмотря на это, будем работать с имеемыми специальностями, чтобы через 4-6 лет успешный и востребованный профессионал выпускник факультета соответствовал «джентльменскому набору» характеристик: Кросс-культурная образованность (включая знание иностранных языков); Кросс-культурная образованность (включая знание иностранных языков); Компьютерная (шире IT) образованность; Компьютерная (шире IT) образованность; Знание глобальной (политической, экономической и финансовой) ситуации в мире. Знание глобальной (политической, экономической и финансовой) ситуации в мире.
Кафедра общей и педагогической психологии (проф. Резванцева М.О.) специализируется по проблемам этнопсихологии и взаимодействия субъектов образования Это работы Булгакова А.В., В.К.Шабельникова, М.О.Резванцевой, Чумичевой И.В., Дубровской Е.А., Григорьевой С.И., которые опубликовали 2 монографии и более 20 научных статей по данной тематике. Это работы Булгакова А.В., В.К.Шабельникова, М.О.Резванцевой, Чумичевой И.В., Дубровской Е.А., Григорьевой С.И., которые опубликовали 2 монографии и более 20 научных статей по данной тематике. С 2009 года работает научно-методический семинар для психологов и руководителей психологических центров области. С 2009 года работает научно-методический семинар для психологов и руководителей психологических центров области. В 2010 году - мастер-класс «Межэтническое взаимодействие в поликультурной образовательной среде» В 2010 году - мастер-класс «Межэтническое взаимодействие в поликультурной образовательной среде»
Кафедра социальной психологии (проф. Шульга Т.И.) специализируется на работе с неблагополучными семьями, психологическими проблемами опекунства, работой с девиантными подростками В годах были проведены выездные семинары с руководителями школ в 7 регионах Московской области В годах были проведены выездные семинары с руководителями школ в 7 регионах Московской области в 2009 году организована конференция «Наука – практике: научные школы факультета психологии МГОУ» в 2009 году организована конференция «Наука – практике: научные школы факультета психологии МГОУ» Опубликовано более 10 учебных пособий по проблемам, работы проф. Шульги Т.И. являются лучшими в этой области Опубликовано более 10 учебных пособий по проблемам, работы проф. Шульги Т.И. являются лучшими в этой области
Кафедра социальной работы и социальной педагогики работает в русле трансверсуальной научной школы социальной работы проф. Фирсова М.В. Разнообразие подходов к решению проблем социального обеспечения учащихся, учителей МО, попавших в трудные жизненные ситуации решаются в ходе ежеквартального научно- практического семинара Разнообразие подходов к решению проблем социального обеспечения учащихся, учителей МО, попавших в трудные жизненные ситуации решаются в ходе ежеквартального научно- практического семинара Опыт Темпус -4 Опыт Темпус
Кафедра психологического консультирования (проф. Крук В.М.) специализируется на проблематике диагностики и профилактики наркозависимости Ежеквартальное проведение семинара по методике организации выявления детей, склонных к употреблению психоактивных веществ и проведение с ними и их родителями индивидуальной профилактической работы Ежеквартальное проведение семинара по методике организации выявления детей, склонных к употреблению психоактивных веществ и проведение с ними и их родителями индивидуальной профилактической работы Кафедра является нештатным методическим центром для министерства образования Московской области Кафедра является нештатным методическим центром для министерства образования Московской области Студенты проходят обучение и практику в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ариадна» Студенты проходят обучение и практику в Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Ариадна»
Кафедра психологии развития и профессиональной деятельности (проф. Орлова Е.А.) занимается научной разработкой программ и мониторингом различных аспектов системы образования Московской области 2008 год - программа «Развитие модели деятельности областного научно-методического и практического Центра психолого-педагогической реабилитологии и профилактики детской инвалидности как структурного подразделения МГОУ» 2008 год - программа «Развитие модели деятельности областного научно-методического и практического Центра психолого-педагогической реабилитологии и профилактики детской инвалидности как структурного подразделения МГОУ» 2008 год – программа «Разработка комплексных программ психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска в образовательной среде» 2008 год – программа «Разработка комплексных программ психолого-педагогического сопровождения детей и подростков группы риска в образовательной среде» годы мониторинг состояния морального климата в учебных заведениях Московской области годы мониторинг состояния морального климата в учебных заведениях Московской области 2009 год мониторинг деятельности психологических служб и педагогов-психологов системы образования Московской области 2009 год мониторинг деятельности психологических служб и педагогов-психологов системы образования Московской области годы Мониторинг эффективности мероприятий по развитию дистанционного образования детей- инвалидов, корректировка деятельности с учетом результатов мониторинга годы Мониторинг эффективности мероприятий по развитию дистанционного образования детей- инвалидов, корректировка деятельности с учетом результатов мониторинга
Первый вызов. Изменение отношения студентов (абитуриентов) и их родителей к образованию Наш русский ответ на экономическую американизированную формулировку- метафору "Факультет психологии МГОУ - мега-маркет потребления знания со всеми вытекающими последствиям" может быть дан по следующим линиям Наш русский ответ на экономическую американизированную формулировку- метафору "Факультет психологии МГОУ - мега-маркет потребления знания со всеми вытекающими последствиям" может быть дан по следующим линиям
Принцип цена-качество: 70 тыс. руб. на все специальности. Например, в МГУ – 230 тыс. руб., РГГУ – 170 тыс. руб., РГСУ – 120 тыс. руб. Принцип цена-качество: 70 тыс. руб. на все специальности. Например, в МГУ – 230 тыс. руб., РГГУ – 170 тыс. руб., РГСУ – 120 тыс. руб. Бренд факультета: качество нашей работы, реальные шаги по позиционированию факультета в науке (Левитовские чтения, журнал, создание диссовета, участие в грантах) Бренд факультета: качество нашей работы, реальные шаги по позиционированию факультета в науке (Левитовские чтения, журнал, создание диссовета, участие в грантах) Учет отсутствия на российском рынке образовательных услуг понимания специфики такой услуги (почему у нас лучшее образование по сравнению….) Учет отсутствия на российском рынке образовательных услуг понимания специфики такой услуги (почему у нас лучшее образование по сравнению….) Экзистенциальная позиция студента. Экзистенциальная позиция студента.
Второй вызов. При минимуме ресурсов обеспечение максимального удобства факультета для студента Доступность и дружественность Доступность и дружественность Легкая усвояемость предметов с направленностью на приобретение компетенций Легкая усвояемость предметов с направленностью на приобретение компетенций Сквозная ясность состава образовательного продукта с заранее ожидаемыми свойствами ; Сквозная ясность состава образовательного продукта с заранее ожидаемыми свойствами ; Наличие в учебных планах особых эксклюзивных предметов («изюминки»), недоступных студентам других вузов; Наличие в учебных планах особых эксклюзивных предметов («изюминки»), недоступных студентам других вузов; «Праздничность» обучения на факультете; «Праздничность» обучения на факультете; Полное соответствие выпускника требованиям рынка труда. Полное соответствие выпускника требованиям рынка труда.
Третий вызов. Трансформация методов преподавания. Использование наших ресурсов для привлечения новых клиентов. О новых формах много говорено на уровне заклинаний, но по-прежнему мел-доска- учебник… … О новых формах много говорено на уровне заклинаний, но по-прежнему мел-доска- учебник… … Доступ студентов и аспирантов к компьютерным классам Доступ студентов и аспирантов к компьютерным классам Использование Сервера «Социальная работа» Использование Сервера «Социальная работа» Все лекции и другие виды занятий должны проводится в формате PowerPoint, но не только проводится, но и выкладываться в рабочих кабинетах наших преподавателей Все лекции и другие виды занятий должны проводится в формате PowerPoint, но не только проводится, но и выкладываться в рабочих кабинетах наших преподавателей Студент должен иметь круглосуточный доступ к нашим ресурсам, обращаться за консультацией и присылать готовые работы. Студент должен иметь круглосуточный доступ к нашим ресурсам, обращаться за консультацией и присылать готовые работы.
70 лет на кафедре и 7 лет на факультете психологам МОПИ-МОПУ-МГОУ было трудно, интересно, чаще продуктивно и всё потому, что….
Вывод Мы против: Глухой провинциальности Всепоглощающей зависти Махровой некомпетентности Мы за: Продуманные решения по управлению системой образования, основанные на традициях университета и современных подходах к обучению и воспитанию