Нормативное правовое обеспечение преподавания основ религиозных культур и светской этики С. Н. Кучер проректор КГБОУ АКИПКРО по качеству, кандидат педагогических наук
Политические основания «Мы видим, что происходит в мире, какие здесь копятся серьезнейшие риски. Реальность сегодняшнего дня – рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества... Выбор образовательной программы, многообразие образования – наше несомненное достижение. Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа.
Правовые основания Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П ) и распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П ) о разработке и введении в учебный процесс общеобразовательных школ РФ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) (с изменениями от 26 ноября 2010 г.) Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, на 2012/2013 учебный год
Основные образовательные задачи курса ОРКСЭ 1.Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию 2.Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России
Общая характеристика содержания В рамках преподавания ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения). Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним. Содержание всех модулей ориентировано на общее знакомство с соответствующими религиями, их культурой (история, традиции, нравственные ценности, выдающиеся представители и т.п.) и не включает специальных богословских вопросов.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Планируемые предметные результаты готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества
Планируемые предметные результаты формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России осознание ценности человеческой жизни
Метапредметные результаты овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления освоение способов решения проблем творческого и поискового характера формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
Метапредметные результаты формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач
Метапредметные результаты активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач использование различных способов поиска (в справочных источниках и сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета
Метапредметные результаты овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
Метапредметные результаты готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Метапредметные результаты готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Предмет итоговой оценки Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования Не подлежат итоговой оценке: ценностные ориентации обучающегося; индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др. Образовательное учреждение самостоятельно выбирает систему оценок. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.
Структура рабочей программы 1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета 2) Общая характеристика учебного предмета 3) Описание места учебного предмета в учебном плане 4) Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета 5) Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 6) Содержание учебного предмета 7) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 8) Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебники издательства «Просвещение» Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры
Учебники издательства «Просвещение» Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики
Учебники издательства «Русское слово» Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. / Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России Студеникин М.Т. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики
Учебники других издательств ( учебный год) Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики («Дрофа») Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно- нравственной культуры народов России (ИД «Федоров») Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно- нравственной культуры народов России («Астрель»)
Требования к кадровому обеспечению 1.Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. 2.Обучение на курсах повышения квалификации в области преподаваемого предмета в объеме не менее 72 ч.
Организационное и финансовое обеспечение Решение о количестве учебных групп и организации изучения курса в рамках образовательной программы принимается с учетом имеющихся условий и ресурсов в каждой конкретной школе, а также возможностей сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениям. Возможна организация учебных групп школьников по тому или иному модулю курса из нескольких классов на базе одной школы и даже из нескольких классов ближайших по территориальному расположению школ. В условиях нормативного подушевого финансирования школы могут самостоятельно распределять средства, устанавливая собственные системы оплаты труда учителям, у которых появляются дополнительные часы учебной нагрузки в связи с делением классов на группы. При этом условия оплаты труда не могут быть ухудшены.