Психодинамические характеристики и родительско-детские взаимодействия в однодетных семьях Л.Л.Баландина, кандидат психологических наук, доцент кафедры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного.
Advertisements

Тема: «Влияние детско-родительских отношений на самоотношение школьников с умственной отсталостью».
Связь факторов темперамента со способностью к концентрации внимания Осокина Е.С. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Интеллект и отношения между сиблингами Алексеева О. С., Козлова И. Е.
Особенности темперамента как предикторы успешности выполнения задачи на внимание Осокина Е.С., стажер-исследователь Лаборатории когнитивной психофизиологии.
Особенности темперамента как предикторы успешности выполнения задачи на внимание Осокина Е.С. Национальный исследовательский университет «Высшая школа.
КАБАЕВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА, КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА И СЛУХОВЫХ ВЫЗВАННЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ Безсонова В. Е. Научно - учебная группа когнитивной психофизиологии НИУ ВШЭ.
Методы диагностики и исследования межличностных отношений детей в семье Цветовой тест отношений Изучение личностных ожиданий ребенка в общении со взрослыми.
Социально – психологические аспекты причин беспризорности среди подростков.
Магистерская диссертация Сравнительный анализ особенностей отношения родителей к кровным и приемным детям Актуальность проблемыАктуальность проблемы Объект.
Влияние материнско- детского отношения на мотивацию достижения детей младшего школьного возраста Н.О.Макова, Л.П.Макова.
Липатова А.С. Факультет психологии НИУ ВШЭ. Данная методика разрабатывалась в рамках исследования, целью которого было описание процесса выбора референтных.
Психодинамические и личностные свойства взрослых людей - выходцев из многодетных семей (по критериям возраста, уровня образования, места проживания и порядка.
Курсовая работа «Восприятия веб-сайтов разработчиками и конечными пользователями: сходства и различия» Выполнил: Студент 4 курса д/о Зверев И. С. Научный.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: «Исследование взаимосвязи особенностей мотивации трудовой деятельности и самоактуализации личности» Негуляева Екатерина Александровна.
Личностная тревожность студентов-психологов как проблема формирования адекватной самооценки Выполнила: Кандаурова А.Н. Руководитель: Замула А.А г.
ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ АДАПТИРОВАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ КОСТАЛЕС ЗАВГОРОДНЯЯ Анна Изабель Специальность: – общая психология, психология.
Найди недостающее слагаемое
Тема: «Названия и последовательность чисел от 10 до 20» Урок математики в 1 «А» классе Учитель: Балашова Елена Александровна.
Транксрипт:

Психодинамические характеристики и родительско-детские взаимодействия в однодетных семьях Л.Л.Баландина, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного педагогического университета

Цель исследования: Изучение особенностей взаимодействия отцов и матерей с детьми раннего юношеского возраста в однодетных семьях в зависимости от их темпераментальных свойств

Характеристика выборки В исследовании приняли участие юноши и девушки лет из однодетных семей и их родители. Методики исследования: опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ) (детский и взрослый вариант); опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» (ВРР) И.М. Марковской. При обработке результатов исследования использовался t-критериальный анализ Спирмена и корреляционный анализ Пирсона

Шкалы опросника «Взаимодействие родителя с ребёнком» И.М. Марковской (ВРР) 1- нетребовательность – требовательность родителя; 2- мягкость – строгость родителя; 3- автономность – контроль по отношению к ребенку; 4- эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю; 5- отвержение – принятие ребенка родителем; 6 - отсутствие сотрудничества – сотрудничество; 7- несогласие – согласие между ребенком и родителем; 8- непоследовательность – последовательность родителя; 9- авторитетность родителя; 10- удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

Шкалы опросника структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ) 1 - эргичность предметная; 2 - эргичность социальная; 3 - пластичность предметная; 4 - пластичность социальная; 5 - темп предметный (скорость); 6 - темп социальный; 7 - эмоциональность (эмоциональная чувствительность) предметная; 8 - эмоциональность социальная.

Основные результаты исследования

Различия показателей родительских взаимодействий отцов и матерей с ребенком Показатели родительского взаимодействия отцов и матерей различаются по двум показателям из десяти: в отношениях матерей с ребенком больше эмоциональной близости и согласия, чем в отношениях с отцами.

Взаимосвязи показателей родительских взаимодействий отцов и матерей с ребенком Из десяти изучаемых стилей родительского взаимодействия отцов и матерей, по пяти выявлены значимые взаимосвязи. Требовательность, контроль, принятие, удовлетворенность отношениями с ребенком родители проявляют сходным образом – усиление этих характеристик одним из родителей, приводит к тем же тенденциям со стороны другого. В тоже время, если один из родителей демонстрирует несогласие, другой стремиться проявить больше согласия во взаимодействиях с ребенком. В остальных стилях взаимодействия отцы и матери выстраивают отношения с ребенком достаточно автономно друг от друга.

Условные обозначения: 1–нетребовательность–требовательность матери ; 2–мягкость –строгость матери; 3 – автономность–контроль матери; 4–эмоциональная дистанция–близость ребенка к матери ; 5–отвержение– принятие ребенка матерью ; 6 – отсутствие сотрудничества–сотрудничество; 7 – несогласие–согласие между ребенком и матерью; 8 – непоследовательность–последовательность матери; 9–авторитетность матери; 10 – удовлетворенность отношениями ребенка с матерью; 11 – нетребовательность–требовательность отца; 12 – мягкость–строгость отца; 13 – автономность– контроль отца; 14–эмоциональная дистанция–близость к отцу; 15 – отвержение–принятие; 16–отсутствие сотрудничества–сотрудничество отца; 17 – несогласие–согласие с отцом; 18 – непоследовательность– последовательность отца; 19 – авторитетность отца; 20 – удовлетворенность отношениями с отцом

Взаимосвязи показателей родительских взаимодействий отцов и матерей и темпераментальных свойств ребенка Взаимосвязи свойств темперамента детей и особенностей родительского взаимодействия более выражены у матерей (15 корреляций), чем у отцов (3 корреляции). Можно предположить, что родительские стили матери, в отличие от отца, являются более гибкими, вариативными и в значительной мере обусловлены темпераментальными свойствами ребенка. Наиболее взаимосвязанным со свойствами темперамента детей является показатель «авторитетности матери».

Условные обозначения: 1 – нетребовательность–требовательность родителя; 2 – мягкость –строгость родителя; 3 – автономность–контроль по отношению к ребенку; 4 – эмоциональная дистанция–эмоциональная близость ребенка к родителю; 5 – отвержение – принятие ребенка родителем; 6 – отсутствие сотрудничества–сотрудничество; 7 – несогласие–согласие между ребенком и родителем; 8 – непоследовательность– последовательность родителя; 9 – авторитетность родителя; 10 – удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (ВРР).; 11 – эргичность предметная; 12 – эргичность социальная; 13 – пластичность предметная; 14 – пластичность социальная; 15 – темп предметный; 16 – темп социальный; 17 – эмоциональность предметная; 18 – эмоциональность социальная (ОСТ). Схема взаимосвязей между показателями темпераментальных свойств детей и особенностями родительского взаимодействия отцов Схема взаимосвязей между показателями темпераментальных свойств детей и особенностями родительского взаимодействия матерей

Взаимосвязи показателей родительских взаимодействий и темпераментальных свойств отцов и матерей Темпераментальные свойства отца и матери в равной мере обуславливают стили их родительского взаимодействия с ребенком, но содержание этих связей различно. У отца родительские взаимодействия связаны со всеми изучаемыми темпераментальными свойствами в предметно-деятельностной сфере (эргичность, пластичность, темп, эмоциональность), а также с эмоциональностью социальной. Особенности взаимодействия матери связаны с ее темпераментальными свойствами, проявляющимися как в предметно-деятельностной, так и коммуникативной сферах жизни. Высокие показатели эмоциональности предметной и социальной у обоих родителей снижают благоприятные характеристики взаимодействия с детьми.

Условные обозначения: 1 – нетребовательность–требовательность родителя; 2 – мягкость –строгость родителя; 3 – автономность–контроль по отношению к ребенку; 4 – эмоциональная дистанция–эмоциональная близость ребенка к родителю; 5 – отвержение – принятие ребенка родителем; 6 – отсутствие сотрудничества–сотрудничество; 7 – несогласие–согласие между ребенком и родителем; 8 – непоследовательность– последовательность родителя; 9 – авторитетность родителя; 10 – удовлетворенность отношениями ребенка с родителем (ВРР).; 11 – эргичность предметная; 12 – эргичность социальная; 13 – пластичность предметная; 14 – пластичность социальная; 15 – темп предметный; 16 – темп социальный; 17 – эмоциональность предметная; 18 – эмоциональность социальная (ОСТ). Схема взаимосвязей между показателями родительского взаимодействия и темпераментальных свойств отцов Схема взаимосвязей между показателями родительского взаимодействия и темпераментальных свойств матерей

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных данных в работе по психологическому сопровождению детей и оптимизации родительско-детских взаимодействий.