Стили семейного воспитания
Семейное воспитание - целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определённых качеств и умений. целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определённых качеств и умений. Процесс социального научения происходит как при непосредственном взаимодействии ребёнка с родителями, так и на основе наблюдений за особенностями взаимодействия других членов семьи между собой. Процесс социального научения происходит как при непосредственном взаимодействии ребёнка с родителями, так и на основе наблюдений за особенностями взаимодействия других членов семьи между собой.
Факторы воздействия в семье на ребёнка: Социальное положение; Социальное положение; Род занятий; Род занятий; Материальный уровень; Материальный уровень; Уровень образования; Уровень образования; Ценностные ориентации членов семьи. Ценностные ориентации членов семьи.
Типы деформации семьи (по А.А.Реан) Структурная (отсутствие одного из членов семьи); Структурная (отсутствие одного из членов семьи); Психологическая (нарушение системы межличностных отношений, преобладание отрицательных ценностей, асоциальные установки и т.п.) Психологическая (нарушение системы межличностных отношений, преобладание отрицательных ценностей, асоциальные установки и т.п.)
Стили семейного воспитания: АВТОРИТАРНЫЙ – все решения принимают родители, считающие, что ребёнок во всём должен подчиняться их воле, авторитету. АВТОРИТАРНЫЙ – все решения принимают родители, считающие, что ребёнок во всём должен подчиняться их воле, авторитету. Результат: формирование механизма внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием. Результат: формирование механизма внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием.
Стили семейного воспитания: ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (АВТОРИТЕТНЫЙ) – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (АВТОРИТЕТНЫЙ) – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Результат: формирование правильного ответственного социального поведения. Результат: формирование правильного ответственного социального поведения.
Стили семейного воспитания: ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ – ребёнок практически не знает запретов и ограничений со стороны взрослых или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ СТИЛЬ – ребёнок практически не знает запретов и ограничений со стороны взрослых или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Результат: вовлечение ребёнка в асоциальные группы, т.к. не сформированы механизмы самостоятельного ответственного поведения в обществе. Результат: вовлечение ребёнка в асоциальные группы, т.к. не сформированы механизмы самостоятельного ответственного поведения в обществе.
Стили семейного воспитания: ХАОТИЧЕСКИЙ – непоследовательное руководство, отсутствие единого подхода к воспитанию ХАОТИЧЕСКИЙ – непоследовательное руководство, отсутствие единого подхода к воспитанию Результат: не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка. Результат: не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.
Стили семейного воспитания: ОПЕКАЮЩИЙ – стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. ОПЕКАЮЩИЙ – стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Результат: чрезмерное преувеличение собственной значимости ребёнка, запаздывание социальной зрелости. Результат: чрезмерное преувеличение собственной значимости ребёнка, запаздывание социальной зрелости.
Факторы родительского воспитания: Эмоциональное отношение, любовь, принятие; Эмоциональное отношение, любовь, принятие; Особенности требований и контроля. Особенности требований и контроля.
Факторы негармоничного стиля воспитания: Количество сил, внимания и времени (гиперпротекция или гипопротекция); Количество сил, внимания и времени (гиперпротекция или гипопротекция); Степень удовлетворения потребностей ребёнка (потворствование, игнорирование); Степень удовлетворения потребностей ребёнка (потворствование, игнорирование); Контроль(обязанности, запреты, санкции). Контроль(обязанности, запреты, санкции).
Негармоничные стили воспитания: Потворствующая гиперпротекция – стремление освободить ребёнка от малейших трудностей (высокий уровень притязаний, без учёта своих возможностей). Потворствующая гиперпротекция – стремление освободить ребёнка от малейших трудностей (высокий уровень притязаний, без учёта своих возможностей). Доминирующая гиперпроотекция – ребёнок в центре внимания, но его лишают самостоятельности (безынициативность, неумение постоять за себя.) Доминирующая гиперпроотекция – ребёнок в центре внимания, но его лишают самостоятельности (безынициативность, неумение постоять за себя.)
Негармоничные стили воспитания: Гипопротекция – мало внимания, заброшен физически и неухожен. Гипопротекция – мало внимания, заброшен физически и неухожен. Повышенная моральная ответственность – высокие требования, не соответствующие возрасту ребёнка. Повышенная моральная ответственность – высокие требования, не соответствующие возрасту ребёнка.
Негармоничные стили воспитания: Жестокое обращение с ребёнком – Жестокое обращение с ребёнком – Склонность родителейк применению строгих наказаний даже при незначительных нарушениях поведения.
Дисгармоничные семьи: Не выполняющие свои функции, не обеспечивающие удовлетворение потребности всех членов семьи; Не выполняющие свои функции, не обеспечивающие удовлетворение потребности всех членов семьи; Искажение структуры семьи, прежде всего нарушение позиции ребёнка: Искажение структуры семьи, прежде всего нарушение позиции ребёнка: - «Любимчик»; - «Маленький ребёнок»; - «Неисправимый»; - «Вундеркинд»; - «Козёл отпущения»; - «Судья».
Внешние признаки ребёнка: Опоздания в школу; Опоздания в школу; Задерживается в школе после уроков; Задерживается в школе после уроков; Боится идти домой; Боится идти домой; Убегает из дома; Убегает из дома; В начальной школе за ребёнком приходят дальние родственники; В начальной школе за ребёнком приходят дальние родственники; Частое беспричинное отсутствие в школе. Частое беспричинное отсутствие в школе.
Внешние признаки ребёнка: Жалуется на голод; Жалуется на голод; Совершает самоповреждающие действия; Совершает самоповреждающие действия; Замкнут; Замкнут; Агрессивен; Агрессивен; Избегает физического контакта; Избегает физического контакта; Имеет следы побоев. Имеет следы побоев.
Внешние признаки ребёнка: Носит скрывающую тело одежду; Носит скрывающую тело одежду; Имеет неопрятный внешний вид; Имеет неопрятный внешний вид; Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение; Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение; Демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе; Демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе; Преобладает низкая самооценка; Преобладает низкая самооценка;
Внешние признаки ребёнка: Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения; Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения; Характерно резкое изменение веса; Характерно резкое изменение веса; Истерическая, эмоциональная неуравновешенность; Истерическая, эмоциональная неуравновешенность; Родители приходят в школу в нетрезвом состоянии. Родители приходят в школу в нетрезвом состоянии.
Внешние признаки ребёнка: При наличии у ребёнка 4 и более признаков педагогу необходимо обратиться в социально- психологическую службу.