ПЕРЕХОД СПЕЦИАЛЬНОГО ( КОРРЕКЦИОННОГО ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ. Хорошева Ю. В. заместитель директора по УР
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : СОЗДАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО - УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ВВЕДЕНИЮ ФГОС НОО. Результат проекта : результатом реализации проекта должны стать переход образовательного учреждения (VII вида ) на стандарты начального общего образования второго поколения и обеспечение доступности нового качества образования для всех детей.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения ФГОС НОО. Настоящая модель определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы, а также их цели и ожидаемые результаты. Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС : Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы. Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы. Разработка плана - графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения
Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС Задачи этапа. При формировании рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы на начальной ступени необходимо : определить состав рабочей группы ; назначить руководителя рабочей группы ; определить порядок ее работы.
Этап 2: определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС. Задачи этапа. На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос : « Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС ?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести : в образовательных целях ; в учебном плане ; в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности ; в образовательных технологиях ; в условиях реализации образовательных программ ; в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.
Этап 3: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы. Задачи этапа. При проектировании должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель начальной ступени школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами.
Этап 4: разработка плана - графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы Задачи этапа. При разработке плана - графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы необходимо определить : полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов ; планы - графики реализации единичных проектов ; согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их скоординированность ; распределить все единичные проекты во времени.
Этап 5: реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения Задачи этапа. Для реализации запланированных изменений необходимо разработать и ввести в действие организационный механизм управления реализацией единичных проектов, включающий : организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов ; организационный механизм анализа состояния работ по комплексному проекту ; организационный механизм выработки решений по корректировке планов.
Мониторинг готовности образовательной среды школы к работе в новых условиях
Объекты мониторинга : Нормативно - правовое обеспечение ; Финансово - экономическое обеспечение ; Организационное обеспечение ; Кадровое обеспечение ; Информационное обеспечение ; Материально - техническое обеспечение.
По результатам мониторинга было выявлено : Нормативно - правовая база начальной школы не в полной мере соответствует требованиям стандарта второго поколения. Отсутствуют изменения и дополнения в Положении о стимулирующих выплатах учителям начальных классов, в связи с переходом на стандарты второго поколения. Организационное обеспечение не в полной мере соответствует требованиям стандартов второго поколения. Учителя начальной школы не прошли курсы повышения квалификации в связи с переходом на стандарты второго поколения. Отсутствует информирование общественности о процессе и результатах перехода начальной школы на новый стандарт. Материально - техническое обеспечение недостаточное и требует усовершенствования.
Комплекс управленческих мер для обеспечения успешного перехода на ФГОС НОО. Следующим этапом внедрения ФГОС НОО стала разработка комплекса управленческих мер для обеспечения успешного перехода на новый стандарт и подготовки каждого участника учебно - воспитательного процесса к успешному введению нового стандарта. Комплекс мер включает в себя создание условий : нормативно - правовых и научно - методических ; финансово - экономических ; организационных ; кадровых ; информационных ; материально - технических.
Спасибо за внимание