Взаимоотношения между центральными агентствами, с одной стороны, и экспертами и менеджерами по вопросам трудовых ресурсов министерств и ведомств, с другой стороны, при внедрении политики и практики в области трудовых ресурсов 27 октября –10 ноября 2006 г. Презентация для российской делегации в рамках стажировки по вопросам управления трудовыми ресурсами
2 Краткий обзор функций центральных агентств и их сфер ответственности в области управления трудовыми ресурсами Комиссия по госслужбе Гарантии целостности кадровых процессов. Непосредственная подотчетность Парламенту Кадровая политика и отчетность Подбор и аттестация кадров Аудит и исследования Экзамен по языку Режим политической деятельности Суд по трудовым делам госслужащих Иски персонала Канадское агентство по управлению трудовыми ресурсами государственной службы Управление труд. ресурсами – Надзор и руководство Закон о модернизации госслужбы Классификация Политика трудоустройства Равенство при трудоустройстве Официальные языки Ценности и этика в системе госслужбы Планирование, подотчетность и отчетность по трудовым ресурсам Совершенст-ние менеджмента и лидерства исполнит. группы Политика в области обучения Секретариат Казначейского совета Канадская школа госслужбы Оплата труда и труд. отношения Подготовка и обучение Трудовые отношения и коллективные договоры Пособия, пенсии и льготы Требования и условия трудоустройства для неруководящего состава Политика администрации в отношении зарплат Разработка и проведение курсов обучения Изучение передового практического опыта Злоупотребление властью «Круглый стол»
3 Центральные агентстваМинистерства Выявление потребностей в трудовых ресурсах, включая существующие и будущие потребности государственной службы Обеспечение постоянного ввода данных в информационные системы управления труд. ресурсами и выявление собственных потребностей министерств Разработка политики Приведение политики центральных агентств в соответствие с потребностями министерств Национальный совместный совет (НСС) (Патронально-профсоюзные консультативные комитеты) Консультации с представителями союза министерств по вопросам воздействия политики и программ Структура, консультирование, определение ориентиров, руководство, инструменты – через различные коммуникационные каналы, систему обучения и повышения квалификации, межведомственные сети и т.д. Корпоративные подразделения по трудовым ресурсам поддерживают связь с центральными агентствами и обеспечивают толкование политики и консультирование по кадровым вопросам, внутренним процедурам и практике каждого отдельного министерства Создание потенциала и подготовка специалистов по кадрам – Совет по трудовым ресурсам и Канадская школа государственной службы Обучение на рабочем месте, коучинг и подготовка сертификации специалистов по кадрам Представительство работодателя (по претензиям и жалобам в отношении коллективных договоров) Разрешение внутренних конфликтов – в установленном порядке и на неформальной основе Надзор – Контроль воздействия и оценки политики. Аудиты, при необходимости. Контроль, оценка и совершенствование процессов и процедур, отчетность перед заместителями руководителей министерств и центральными агентствами по полученным результатам Исследования и аудиты – Комиссия госслужбы Исследования в конкретном министерстве при участии заместителей руководителей министерств, с последующим принятием корректирующих мер Отчетность перед Парламентом Отчетность перед центральными агентствами и т.д.
4 Что лежит в основе взаимоотношений при управлении трудовыми ресурсами? Отчетность перед Парламентом Правовые рамки Закон о финансовом управлении Закон о трудоустройстве в рамках государственной службы Закон о трудовых отношениях в рамках государственной службы Нормативно-правовые положения Политика и директивы центральных агентств Центральные агентства по отношению к заместителям руководителей министерств
5 Что лежит в основе взаимоотношений при управлении трудовыми ресурсами? (Продолжение) Ответственность и отчетность по результатам, делегированные руководителям министерств Заместители руководителей делегируют многие сферы ответственности (например, планирование трудовых ресурсов, подбор и расстановка кадров), передавая их на нижестоящие уровни руководства Управление кадров обеспечивает операционную поддержку менеджерам, а корпоративные подразделения по трудовым ресурсам оказывают поддержку специалистам-операционщикам. Корпоративные подразделения по трудовым ресурсам поддерживают непосредственную связь со специалистами центральных агентств, занимающихся вопросами политики и программ в области трудовых ресурсов, но при этом только функциональную связь в отношении операций, касающихся трудовых ресурсов Подбор и расстановка кадров должны основываться на деловых качествах сотрудника (в настоящее время такой принцип определяется скорее как наиболее соответствующий, чем как наиболее подходящий, т.е. как абсолютный, а не относительный) Беспристрастность Доступ Транспарентность Официальные языки Равенство при трудоустройстве и многообразие Министерства должны планировать свои потребности в трудовых ресурсах (кадровое планирование) как часть своего годового рабочего плана и периодического анализа бюджета
6 Описание взаимоотношений … Экстенсивное консультирование и сотрудничество Собственно между центральными агентствами – по вопросам разработки и внесения изменений и дополнений в политику, законодательство и правовое регулирование Между центральными агентствами и министерствами – через межведомственные комитеты, информационные сети в целях обмена данными, постоянного обучения и повышения квалификации Централизованная подготовка кадров в Канадской школе государственной службы Курсы подготовки руководителей Курсы повышения квалификации Обучение для функциональных структур Изучение второго языка Корпоративные программы повышения квалификации и обмен опытом с другими работодателями для поддержания потенциала Программа назначений на должности Программа стажировок по вопросам управления Ускоренная программа подготовки экономистов Канадская политика – взаимный обмен опытом
7 Описание взаимоотношений (Продолжение) Двусторонний коммуникационный поток информации собственно между центральными агентствами, а также между центральными агентствами и министерствами Веб-сайты центральных агентств – толкование различных положений, направления политики, основные принципы, наиболее часто задаваемые вопросы; Ответы в реальном времени на электронные запросы по э-почте, посредством которых консультанты и руководители управления кадров министерств могут получить пояснения и консультацию по интересующим их вопросам; Письма руководителям управления кадров министерств для уведомления об изменениях в политике или в программе; Периодические стажировки для информирования по конкретным вопросам политики; Межведомственные рабочие группы по изучению определенных кадровых вопросов, анализу возможных вариантов и подготовке рекомендаций для их дальнейшего утверждения на уровне министерства; Презентации для межведомственных комитетов и сетевых структур (напр. для Совета по трудовым ресурсам, Форумов руководителей, функциональных структур в области трудовых ресурсов); Партнерство центральных агентств и министерств с регионами по вопросам подбора кадров в рамках системы «outreach» Политика и программы трудоустройства студентов и подбор кадров в университетах Салоны «Профориентация» для привлечения целевых групп и обеспечения равноправия при трудоустройстве Специальные меры «outreach», например для инвалидов Специальные Салоны «Профориентация» в области науки и техники для удовлетворения потребностей министерств, ориентирующихся на научные достижения.
8 Наши задачи, несколько примеров …. Оптимизированный подход к вопросам управления трудовыми ресурсами В настоящее время каждый заместитель руководителя министерства непосредственно несет ответственность и осуществляет отчетность в сфере управления трудовыми ресурсами в своем собственном министерстве. Экперты по кадрам министерств постоянно изучают и оптимизируют направления политики, разработанные центральными агентствами, оказывая тем самым влияние на центральную политику Новый порядок рассмотрения исков персонала благодаря учреждению Суда по трудовым делам госслужащих Юриспруденция должна дать определение понятию злоупотребление властью Круглый стол помогает министерствам решать вопросы, связанные с жалобами персонала, поданными в Суд
9 …. Как мы решаем наши задачи Последовательность в толковании различных положений на уровне центральных агентств благодаря постоянным консультациям Обновление пакета мер в политике Казначейского совета Снижение числа инструментов политики Пересмотр существующих инструментов, введение новых определений и осуществление актуализации Принцип – меньше предписаний и больше гибкости для руководящего состава Ценности в качестве основы решений и действий руководящего состава по кадровым вопросам Электронные средства коммуникации Доступность инструментов Например, Вопросы и ответы в веб-сети
10 Пример реализации политики в области трудовых ресурсов Канадская политика – взаимный обмен опытом