КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Методологические подходы, стратегия, цели и задачи профильного обучения 7.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
География Некоторые вопросы организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (2003 – 2004 уч. год) Составитель: Крылова О.А., доцент кафедры,
Advertisements

Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Докладчик: Зам.директора по УВР Джанаева Н.А.. средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании.
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения.
В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.на старшей ступени.
Профильное обучение по математике Боровикова Е.И. учитель МОУ «СОШ1»
Роль Базисного учебного план в обеспечении профильного обучения Иркутск 2007 г.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия 8 г. Сочи учебный год.
Организация профильного обучения в учебном году Материалы для информационных встреч с учащимися и родителями.
Учитель информатики и математики СОШ 1 ст. Архонская Ерёменко Оксана Андреевна.
Предпрофильное и профильное обучение. Одним из важнейших направлений модернизации системы образования в России становится переход к старшей профильной.
«ОРГАНИЗАЦИЯ профильного обучения » Общешкольное родительское собрание ноябрь учебного года классы.
Тигиев Артур. Профильное обучение система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям)
Формы реализации среднего общего образования Профильное обучение Универсальное (непрофильное) обучение Специализированные ОУ (хореографические, музыкальные,
Организация профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) ГБОУ СОШ – 2014 учебный год.
Профильное обучение в условиях модернизации образования.
Родительское собрание Май 2012 г. «Индивидуальный учебный план, как одна из форм профильного обучения»
Дата проведения предмет9А класс9Б класс Математика18 чел20 чел % % % 2- 60% 3- 30% 4- 10% Русский язык21 чел20.
Учебный план профильного обучения Методические аспекты составления в условиях перехода.
Транксрипт:

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Методологические подходы, стратегия, цели и задачи профильного обучения 7

Основные методологические подходы, заложенные в концепции, призваны способствовать решению существующих сегодня противоречий системы общего среднего образования. Какие это противоречия? 8

Противоречия системы общего среднего образования Между образовательными потребностями учащихся и спектром учебных предметов и уровнем овладения ими в школе Между образовательными потребностями учащихся и спектром учебных предметов и уровнем овладения ими в школе Между многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований проектов образовательного стандарта Между многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований проектов образовательного стандарта Между содержанием образования и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов в условиях экономической конкуренции Между содержанием образования и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов в условиях экономической конкуренции Между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования Между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования 9

Одним из приоритетных направлений решения этих противоречий является введение профильного обучения на старшей ступени школы. Профильное обучение обусловлено личностно- ориентированным подходом как новой парадигмой образования, когда школьник признается субъектом образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи. 10

Признание права старшего школьника на выбор собственных достижений (обязательного или повышенного) и обеспечение этой возможности путем открытого предъявления требований к обязательному уровню освоения содержания образования. Расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьника Организация профильной подготовки путем включения в учебный план обязательных занятий по выбору и профессиональных проб, дающих (старшеклассникам)детям осознать свои возможности, интересы, предпочтения и освоить посильные элементы профессиональной деятельности Осознание необходимости психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения 11

Профильное обучение - это система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Речь не идет о подготовке к конкретной профессии или специальности, а о подготовке к деятельности, связанной с использованием знания предметной области. Выбор учащимися профиля является основой построения профильной школы. 12

Стратегия реализации профильного обучения предусматривает выделение уровней: Общеобразовательный уровеньПрофильный уровень обеспечивает формирование общей функциональной грамотности и культуры учащихся, их социализацию, однако каждому старшекласснику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования, предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования, предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся 13

Дифференциация в профильном обучении предусматривает создание стабильных классов или групп, в которых содержание образования и требования к знаниям и умениям школьников различаются Следует вводить в школах различные факультативные и элективные курсы (обязательные и по выбору), поскольку они способствуют развитию интересов и профориентационных устремлений школьника. Примерное соотношение объемов базовых, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией: 50 : 30 : 20 Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени следует рассматривать как главное условие преодоления перегрузки учащихся, возникающей в связи с решением задач углубления знаний в избранной области деятельности Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени следует рассматривать как главное условие преодоления перегрузки учащихся, возникающей в связи с решением задач углубления знаний в избранной области деятельности 14

Обеспечение общедоступности для учащихся получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, Обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, Установление преемственности между общим и профессиональным образованием (Концепция эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования, ИОСО РАО) 15

Выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие, а в случае необходимости переориентация с одного профиля на другой Обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможности дальнейшего профессионального образования, гарантии трудоустройства в избранной сфере деятельности 16

Развитие творческой самостоятельности Формирование системы представлений, ценностных ориентаций Исследовательских умений и навыков, обеспечивающих выпускнику школы возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества 17

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования, создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. 18

Организационно-содержательное моделирование профильного обучения целесообразно руководствоваться признаками, к которым можно отнести Направление образования (гуманитарное….) Профили:филологический, художественный географический и т.д. Аналогично выстраиваются профили естественно- математического и технологического направлений. Образовательную область (филология, технология, обществознание и т.д.). Профили: гуманитарный, естественно-научный, технико-технологический, физико-математический. Предмет труда (техника, знак, природа, человек, художественный образ) Профили: технический, художественный, сервисный, социально-гуманитарный, эстетический и т.д. 24

2 Возможные профили Естественно-математический Социально-экономический Гуманитарный Технологический (в том числе, индустриально-технологический, агротехнический, педагогический, медицинский, сферы обслуживания и т. д.)

3 Профиль или комбинация базовых, профильных и элективных курсов Отвечает общим рамочным требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки: -минимальному объёму учебного времени (33 часа в неделю); - максимальному лимиту санитарной нагрузки (36 часов в неделю).

4 Тип общеобразовательного учреждения Однопрофильное Многопрофильное Предполагается сохранение непрофильных (универсальных) старших школ и классов.

5 Типы учебных курсов в старшей школе Базовые общеобразовательные Профильные общеобразовательные Курсы по выбору или элективные (от англ. elect – выбирать)

6 Базовые общеобразовательные курсы Обязательны для всех учащихся. Рекомендуемый набор образовательных областей: - математика, - русский язык и литература, - иностранный язык, - история, - физическая культура, - интегрированные курсы обществознания, например для естественно- математического профиля, - интегрированные курсы естествознания, например для гуманитарного профиля.

25 Профильные общеобразовательные курсы Курсы повышенного (углубленного) уровня, которые определяют направленность каждого конкретного профиля обучения. 1) В их состав входят лишь курсы, углубляющие содержание базовых общеобразовательных предметов. 2) На профильном уровне базовые предметы могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов.

26 Базовые и профильные общеобразовательные курсы Содержание каждого из базовых и профильных курсов должно определяться стандартом; Недельный объем базовых и профильных курсов определяется федеральным базисным учебным планом.

27 Элективные курсы Обязательные курсы по выбору учащихся. Количество предлагаемых элективные курсов в составе профиля должно обеспечивать возможность их выбора.

28 Элективные курсы Выполняют три основных функции: 1. Одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса, в полной мере обеспечивая углубленное изучение отдельных предметов. 2. Другие могут развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. 3. Третий тип направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека выходящих за рамки выбранного ими профиля.

30 Типы учебных курсов в старшей школе Соотношение объемов учебных курсов в старшей школе определяется «Концепцией профильного обучения»: базовые – 50%; профильные – 30%; курсы по выбору (элективные) – 20%.

43