КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Методологические подходы, стратегия, цели и задачи профильного обучения 7
Основные методологические подходы, заложенные в концепции, призваны способствовать решению существующих сегодня противоречий системы общего среднего образования. Какие это противоречия? 8
Противоречия системы общего среднего образования Между образовательными потребностями учащихся и спектром учебных предметов и уровнем овладения ими в школе Между образовательными потребностями учащихся и спектром учебных предметов и уровнем овладения ими в школе Между многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований проектов образовательного стандарта Между многообразием склонностей и способностей учащихся и единообразием требований проектов образовательного стандарта Между содержанием образования и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов в условиях экономической конкуренции Между содержанием образования и потребностями принципиального изменения качества трудовых ресурсов в условиях экономической конкуренции Между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования Между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений общего среднего образования 9
Одним из приоритетных направлений решения этих противоречий является введение профильного обучения на старшей ступени школы. Профильное обучение обусловлено личностно- ориентированным подходом как новой парадигмой образования, когда школьник признается субъектом образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматриваются в качестве приоритетной задачи. 10
Признание права старшего школьника на выбор собственных достижений (обязательного или повышенного) и обеспечение этой возможности путем открытого предъявления требований к обязательному уровню освоения содержания образования. Расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьника Организация профильной подготовки путем включения в учебный план обязательных занятий по выбору и профессиональных проб, дающих (старшеклассникам)детям осознать свои возможности, интересы, предпочтения и освоить посильные элементы профессиональной деятельности Осознание необходимости психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения 11
Профильное обучение - это система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Речь не идет о подготовке к конкретной профессии или специальности, а о подготовке к деятельности, связанной с использованием знания предметной области. Выбор учащимися профиля является основой построения профильной школы. 12
Стратегия реализации профильного обучения предусматривает выделение уровней: Общеобразовательный уровеньПрофильный уровень обеспечивает формирование общей функциональной грамотности и культуры учащихся, их социализацию, однако каждому старшекласснику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения учебных дисциплин обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования, предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся обеспечивает преемственность общеобразовательных программ и программ профильного образования, предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности учащихся 13
Дифференциация в профильном обучении предусматривает создание стабильных классов или групп, в которых содержание образования и требования к знаниям и умениям школьников различаются Следует вводить в школах различные факультативные и элективные курсы (обязательные и по выбору), поскольку они способствуют развитию интересов и профориентационных устремлений школьника. Примерное соотношение объемов базовых, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией: 50 : 30 : 20 Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени следует рассматривать как главное условие преодоления перегрузки учащихся, возникающей в связи с решением задач углубления знаний в избранной области деятельности Сочетание дифференциации и индивидуализации обучения на старшей ступени следует рассматривать как главное условие преодоления перегрузки учащихся, возникающей в связи с решением задач углубления знаний в избранной области деятельности 14
Обеспечение общедоступности для учащихся получения полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, Обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся, Установление преемственности между общим и профессиональным образованием (Концепция эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего среднего образования, ИОСО РАО) 15
Выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие, а в случае необходимости переориентация с одного профиля на другой Обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможности дальнейшего профессионального образования, гарантии трудоустройства в избранной сфере деятельности 16
Развитие творческой самостоятельности Формирование системы представлений, ценностных ориентаций Исследовательских умений и навыков, обеспечивающих выпускнику школы возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества 17
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования, создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями. 18
Организационно-содержательное моделирование профильного обучения целесообразно руководствоваться признаками, к которым можно отнести Направление образования (гуманитарное….) Профили:филологический, художественный географический и т.д. Аналогично выстраиваются профили естественно- математического и технологического направлений. Образовательную область (филология, технология, обществознание и т.д.). Профили: гуманитарный, естественно-научный, технико-технологический, физико-математический. Предмет труда (техника, знак, природа, человек, художественный образ) Профили: технический, художественный, сервисный, социально-гуманитарный, эстетический и т.д. 24
2 Возможные профили Естественно-математический Социально-экономический Гуманитарный Технологический (в том числе, индустриально-технологический, агротехнический, педагогический, медицинский, сферы обслуживания и т. д.)
3 Профиль или комбинация базовых, профильных и элективных курсов Отвечает общим рамочным требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки: -минимальному объёму учебного времени (33 часа в неделю); - максимальному лимиту санитарной нагрузки (36 часов в неделю).
4 Тип общеобразовательного учреждения Однопрофильное Многопрофильное Предполагается сохранение непрофильных (универсальных) старших школ и классов.
5 Типы учебных курсов в старшей школе Базовые общеобразовательные Профильные общеобразовательные Курсы по выбору или элективные (от англ. elect – выбирать)
6 Базовые общеобразовательные курсы Обязательны для всех учащихся. Рекомендуемый набор образовательных областей: - математика, - русский язык и литература, - иностранный язык, - история, - физическая культура, - интегрированные курсы обществознания, например для естественно- математического профиля, - интегрированные курсы естествознания, например для гуманитарного профиля.
25 Профильные общеобразовательные курсы Курсы повышенного (углубленного) уровня, которые определяют направленность каждого конкретного профиля обучения. 1) В их состав входят лишь курсы, углубляющие содержание базовых общеобразовательных предметов. 2) На профильном уровне базовые предметы могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов.
26 Базовые и профильные общеобразовательные курсы Содержание каждого из базовых и профильных курсов должно определяться стандартом; Недельный объем базовых и профильных курсов определяется федеральным базисным учебным планом.
27 Элективные курсы Обязательные курсы по выбору учащихся. Количество предлагаемых элективные курсов в составе профиля должно обеспечивать возможность их выбора.
28 Элективные курсы Выполняют три основных функции: 1. Одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса, в полной мере обеспечивая углубленное изучение отдельных предметов. 2. Другие могут развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. 3. Третий тип направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека выходящих за рамки выбранного ими профиля.
30 Типы учебных курсов в старшей школе Соотношение объемов учебных курсов в старшей школе определяется «Концепцией профильного обучения»: базовые – 50%; профильные – 30%; курсы по выбору (элективные) – 20%.
43