4 августа 1930 года Президиум Марийского областного исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принял постановление об организации Марийского научно- исследовательского института. 16 сентября того же года постановление было утверждено Нижегородским крайисполкомом. Торжественное открытие института состоялось 1 октября 1930 года на первом расширенном заседании Ученого совета. 25 октября 1930 года Мароблисполком утвердил Устав института, согласно которому задачами института стало изучение естественных богатств, экономики, культуры и быта Маробласти. Работники МарНИИ Мартынов, Смирнов, Четкарев,…,…,Андреев, Ибатов за работой, 30-е годы В институте было создано три отдела: экономики, природы, культуры и быта. Разместился он в здании бывшего лесного музея. Директором МарНИИ был назначен Мухин В.А.Мухин В.А. В этом здании в 30-е годы разместился МарНИИ Более современный вид того же здания (50-60 гг.) Открытие мемориальной доски первому директору В.А.Мухину, 1973 год В первые годы работы не хватало квалифицированных кадров, и неоценимую поддержку институту оказывали научные центры Казани, Москвы, Ленинграда и Горького. Уже в первые годы своей работы ( ) институт провел 35 научных экспедиций. Первая научная сессия, на которой обсуждались проблемы экономики, здравоохранения, культуры состоялась января 1931 года. С 1932 по 1937 годы было опубликовано 5 монографий, 2 сборника статей и десятки статей в различных изданиях страны. В 1937 году была проведена первая языковедческая конференция. В этом же году МарНИИ был преобразован в Институт социалистической культуры с секторами языка, литературы, искусства и истории. С этого времени основным в работе института стало гуманитарное направление. Многопрофильность института и недостаток квалифицированных кадров затрудняли организацию его работы, поэтому в феврале 1937 года постановлением Президиума Мароблисполкома он был преобразован в институт социалистической культуры с секторами: языка, литературы, искусства, истории. Сталинские репрессии конца 30-х годов коснулись и работников МарНИИ, был репрессирован первый директор института В.А.Мухин. В годы Великой Отечественной войны многие сотрудники института ушли на фронт. Не вернулись с войны Ефремов Г.З., Каликеев М.М., Лашманов П.И., Першуткин П.Г. В августе 1941 года МарНИИСК временно был закрыт. В августе 1943 года, когда фашистской Германии был нанесен сокрушительный удар, возобновилась деятельность института. В структуру секторов были внесены некоторые коррективы. Сектора института, в которых работало 11 человек, стали называться: языка, литературы и фольклора, искусства, истории и этнографии. В е годы институт достиг значительных успехов в разработке проблем гуманитарных наук. Вышли в свет коллективные исследования по истории, литературе, составлены русско-марийский и орфографический словари, грамматика марийского языка. В этот период проводятся ежегодные научные экспедиции по всем направлениям работы института. Сотрудники института принимают участие в работе региональных, всесоюзных и международных конференций. Институт становится известным не только в средневолжском регионе, но и в СССР, и за рубежом. Начинается сотрудничество с учеными финно-угорских республик страны, с учеными Финляндии и Венгрии. К 1980 году институтом опубликовано более 200 научных изданий, а в 1981 году институт награждается орденом «Знак Почета». В июле 1983 года институту присвоено звание В.М.Васильева. В.М.Васильева. Первый секретарь Марийского Обкома КПСС Г.А.Посибеев вручает МарНИИ орден «Знак Почета» МарНИИ является координационным центром научно-исследовательской работы в республике. Он поддерживает тесную связь с головными научными учреждениями Академии наук СССР, обменивается изданиями с Венгерской Академией наук, Будапештским университетом. Академией наук Финляндии, Финно-угорским обществом, Туркуским университетом. Институт располагает уникальной научной библиотекой, рукописным фондом, фонотекой. Ежегодно проводит различного рода экспедиции в районах республики и за ее пределами. В настоящее время МарНИИЯЛИ исследует широчайший спектр проблем гуманитарных наук, прежде всего, по марийской и финно-угорской тематике. Критериями определения направлений исследований являются их актуальность и социальная значимость. Главная задача института – сохранение и развитие исторического наследия, традиций и культуры марийского народа и народов населяющих Республику Марий Эл.
В настоящее время МарНИИ осуществляет научно-исследовательские работы в соответствии с государственными планами экономического и социального развития Республики Марий Эл, проводит комплексное изучение марийского языка, литературы, фольклора, истории, археологии, этнографии, народного творчества, общих и частных вопросов финно-угроведения, современных социальных проблем и процессов. Для ведения работы по данным направлениям в институте созданы отделы. Социологии Археологии Этнологии Искусств Языка Литературы Истории
Комплексное социологическое исследование проблем быта, культуры, национальных традиций, атеизма и верований населения республики «Как живешь, товарищ?» проводилось в 1973 и 1985 гг. под руководством первого заведующего отделом социологии доктора философских наук Соловьева Виктора Степановича. По итогам этих исследований были выпущены научно-статистические бюллетени «Образ жизни населения Марийской АССР». До начала 70-х гг. в республике не проводились целенаправленные социологические исследования, но жизнь диктовала настоятельную потребность изучения перемен в жизни населения республики. С этой целью в 1977 году на базе сектора экономики был создан отдел социологии, который стал в последующие годы центром социологических исследований в республике. В гг. исследовательская работа в отделе социологии Марийского научно-исследовательского института развернулась в основном по следующим направлениям: проблемы быта, культуры, национальных традиций, атеизма и верований населения республики; проблемы профессиональной ориентации, подготовки кадров и адаптации молодых работников на производстве; межнациональные отношения; религиозное сознание населения республики; проблемы социально незащищенных слоев населения (детей- инвалидов, неполных семей); актуальные проблемы социально-экономического и политического развития республики. Треть населения Марийской республики в 1985 году проживала в городе Йошкар-Оле, еще в 14 районных центрах и городах республики и более половины в сельской местности. Среднемесячный доход горожанина в 1985 году был около 90 рублей, а селянина на треть меньше. На основании таких исследований базировалась программа помощи селу. Из социологических исследований можно узнать какой мебелью пользовались люди. Еще 20 лет назад, в 1985 году, среди предметов мебели были полати и лавки вдоль стен. Так же можно узнать, как всего за 12 лет изменился уровень образования мужчин и женщин. Вот она эффективность образовательной политики! Начиная с 1992 года, разрабатывается программа «Ваше мнение» по изучению актуальных проблем современной жизни жителей республики. Все чаще в практику отдела социологии входит проведение социологических исследований по заказу различных государственных (Министерство социальной защиты Республики Марий Эл, Министерство внутренних дел Республики Марий Эл) и коммерческих организаций, рейтинговые исследования для электронных средств массовой информации (телекомпания ГТРК «Марий Эл», «Радио-М»). Начиная с 1997 года все шире развивается сотрудничество отдела социологии и Администрации и Президента Республики Марий Эл. Результаты этих исследований нашли отражение на страницах республиканской периодической печати, в журнале «Вестник Марий Эл» и в электронных средствах массовой информации. Одним из важных направлений в работе на протяжении всей истории существования отдела были исследования по проблемам молодежи. Материалы этих исследований нашли свое отражение в выступлении на конференциях, посвященных проблемам молодежи «Положение молодежи в республиках Российской Федерации» (Казань, 1997), «Ювенология как наука: проблемы становления и перспективы» (Казань, 1999), а так же региональных и республиканских совещаниях и конференциях, проводимых Государственным комитетов по делам молодежи Республики Марий Эл. проблемам молодежи
До 50-х годов ХХ в. археологические работы на территории республики практически не проводились. Первая археологическая экспедиция МарНИИ была организована в 1953 году сотрудником сектора истории Р.В.Чубаровой в виде небольших разведочных работ в Горномарийском и Юринском районах, определивших перспективу археологического исследования на ближайшие годы. Планомерное обследование территории Республики Марий Эл и сопредельных областей началось с 1956 года в связи с созданием Марийской археологической экспедиции. За три полевых сезона были открыты сотни археологических объектов, часть из них была изучена раскопами (Архипов Г.А.), Халиков А.Х., 1960 г.). В е годы широкими площадями были раскопаны десятки поселений и стоянок эпохи камня и бронзы, древние и средневековые могильники, селища и городища марийского населения. Материалы таких древнемарийских некрополей, как Уржумский, Младший Ахмыловский, Руткинский, Дубовский, Выжумский II и III, Починовский составляют основной фонд по культуре марийского народа I-II тыс. н.э. К 70-м годам были обобщены результаты ежегодных полевых исследований по каменному и бронзовому векам. В 70-е годы работы археологической экспедиции МарНИИ значительно расширяются. Разведочные работы, наряду со спасательными, всегда были первоочередными. Начиная с 1974 года, экспедиция ежегодно проводит разведки по районам республики. Труден путь поиска Сплошными маршрутами пройдены все левобережные притоки Волги, в результате на карту республики было нанесено более 1000 археологических памятников разных периодов, среди которых есть уникальные, давшие богатейшие коллекции по изучению материальной и духовной культуры марийцев и их далеких предков. Поисковые разведочные работы марийских археологов систематизированы в трех выпусках материалов к археологической карте (1982), позднее в расширенном варианте с историческим обобщением по каждому периоду в 2 томах Атласа археологических памятников (1990; 1993). Находки из Соринского могильника Юринского района РМЭ. Б.С.Соловьев – начальник экспедиции, К.И.Куликов – директор Удмуртского НИИЯЛИ, И.С.Костерина – нач.отдела культуры Юринского района В связи с подготовительными работами в зоне Чебоксарского водохранилища, вплоть до его затопления в 1981 гожу, Марийская археологическая экспедиция несколькими отрядами проводила ежегодные работы по изучению памятников, которым грозила неизбежная гибель. Вовремя раскопанные поселения эпохи неолита в Юринском (Сутырские, Майданские, Удельно-Шумецкие), Килемарском (Дубовские, Отарские), Горномарийском (Ахмыловские, Руткинские) районах в настоящее время разрушенные или затопленные водохранилищем, дали обширные материалы для реконструкции хозяйства и общества населения каменного и бронзового периодов. Разведочные маршруты и масштабные стационарные исследования в зоне водохранилища продолжены в е годы. С 1977 года выходит серийное издание «Археология и этнография Марийского края». Сотрудники отдела археологии активно принимают участие в различных конференциях, симпозиумах и совещаниях, о чем свидетельствует география их публикаций в научных центрах России (Екатеринбург, Ижевск, Иваново, Липецк, Ленинград, Саранск, Саратов, Суздаль, Сыктывкар, Тамбов, Тверь, Уфа) и за ее пределами (Венгрия, Эстония, Финляндия). Сотрудники отдела археологии, 1993 год МарАЭ принадлежит первенство в организации и проведении полевых семинаров по актуальным проблемам древности. Первый такой семинар состоялся в 1977 году на Майданских стоянках эпохи каменного века у п. Юрино по проблеме энеолита лесной полосы Восточной Европы. В работе полевых семинаров принимали активное участие ученые различных научных центров из многих городов России. 40-летие Марийской археологической экспедиции, пос. Юрино, 1996 год В последнее десятилетие, в связи с работами вновь созданного отдела по экспериментальным исследованиям, появилась возможность более детально на достижениях в области физики, химии и технологии металлов ставить и решать задачи по технологии производства изделий из черного и цветного металлов, определять их химико- физические свойства и реконструировать древние процессы, связанные с производством вооружения, бытовых и ювелирных изделий. Никитин В.В., Архипов Г.А., Соловьев Б.С. за работой, 1981 год Разработанные сотрудниками отдела новые методики по реставрации и консервации металлических предметов вселяют надежду на то, что богатейшие коллекции, собранные археологами республики будут сохранены для потомков не только в рисунках и фотографиях, а в натуральном виде. Следует отметить еще одну сторону работы Марийской археологической экспедиции – подготовку научных кадров. Школу полевых исследований здесь прошли в дальнейшем известные археологи В настоящее время в отделе археологии и экспериментальных исследований работают 1 доктор и 6 кандидатов наук. Встречая III тысячелетие, сотрудники отдела надеются на успешное решение поставленных перед отделом и собой лично задач. Сотрудники отдела археологии, 2000 год погребение древнего вождя
Этнографическое изучение марийского народа, начавшееся с ХVII- ХIII веков, имеет богатые традиции. До организации Марийского научно- исследовательского института исследовательской и собирательской работой в области этнографии в 20-х годах занимались члены Марийского областного общества краеведения. В.М. Васильев, Т.Е. Евсеев, М.Н. Янтемир, Ф.Е. Егоров и др.на страницах областных журналов «Марий Эл», «Марий илыш», «Марийское хозяйство», Туныктымо паша», в коллективных сборниках и монографиях в годах опубликовали оригинальные этнографические работы по традиционной культуре, верованиям, обычаям, праздникам, по проблемам этнической истории и этногенеза народа мари. За работой …, В.А. Мухин, М.П.Чхаидзе и М.Н. Янтемир В годах в МАО работала Антропологическая комплексная экспедиция. Этнографы интересовались особенностями хозяйственных построек, одежды, орудий труда, семейных обычаев и обрядов мари. Научная деятельность сотрудников института начиналась в сложных политических условиях. Традиционная культура, вызывающая пристрастие, уважение местных краеведов, объявлялась пережитком прошлого. От ученых МарНИИ требовали, прежде всего, изучения актуальных для социалистического преобразования деревни вопросов. В 30-е годы сотрудниками института были проведены пять комплексных экспедиций. Тематика научно-исследовательских работ связывалась с задачами культурной революции, выявлением причин сохранения традиционных верований, обычаев, народных традиций в быту. В послевоенный период, вплоть до состоявшегося в г. Москве в 1951 году Всесоюзного этнографического совещания, этнографией марийцев занимались лишь языковеды, фольклористы и историки. В.М.Васильевым была написана диссертация «Родство и свойство марийского народа» (рукопись не сохранилась). В.М.Васильевым Богатый материал о свадебной обрядности марийцев собрал К.А. Смирнов. К.А. Четкаревым были написаны статьи, посвященные этногенезу марийцев, влиянию христианских традиций на праздничную культуру марийцев, изучению роли культуры русского народа в быту и традициях мари. Качественный скачек в развитии этнографических исследований, как и всей научной деятельности в МарНИИ, произошел в середине 50-х – начале 60-х годов. Возобновились комплексные этнографические экспедиции. В конце 50-х годов в Марийском научно-исследовательском институте было решено подготовить коллективную монографию по этнографии народа. В качестве авторов были привлечены научный сотрудник отдела Поволжья Государственного музея этнографии народов СССР (г. Ленинград) Т.А. Крюкову, доцент кафедры этнографии Московского университета К.И.Козлова и казанский этнограф, профессор Н.И.Воробьев. В.А.Акцорин, зав сектором фольклора МарНИИ, к.ф.н. ведет запись народных легенд в д. Большое Чигашево Медведевского района, 1983 год. В результате этнографических поездок, изучения архивных документов Г.А.Сепееву удалось проследить основные этапы переселения марийцев и формирования восточно-марийской этнографической группы, раскрыть особенности ее традиционных занятий и материальной культуры. Комплексные исследования языка, истории, археологии и этнографии позволили подготовить и провести в 1965 году научную сессию, посвященную проблемам этногенеза и этнической истории. На сессии приняли участие ведущие археологи, антропологи, филологи страны, обращалось внимание на историю формирования этнографических групп, уровень консолидации марийского этноса к моменту присоединения Марийского края в состав России. Изучением традиционных верований – одно из важных составных частей духовной культуры марийцев – в годах начал заниматься Н.С. Попов. Он попытался раскрыть основные истоки и проявления ранних форм религии (культ природы, почитание семейно-родовых святынь и предков, аграрный культ), проследить основные этапы христианизации марийцев и происшедшие вслед за этим перемены в религиозных воззрениях народа, в отношениях между представителями этноконфессиональных групп. Т.Л. Молотова, И.А.Андреев, Г.А.Сепеев, Г.И.Соловьева жизненный уклад марийцев изучали через материальную культуру. Исследуя народный костюм, хозяйственные занятия, орудия труда, постройки, жилища, утварь, средства передвижения, они стремились показать общие и особенные черты материально объектируемых явлений культуры в сравнении с культурой финно- угорских и поволжско-приуральских народов, увидеть тенденции трансформации народной культуры в ХIХ – начале ХХ вв. Работы, посвященные материальной культуре марийцев, нашли свое отражение в специальных сборниках серии «археология и этнография Марийского края». Большую помощь в сборе материалов оказывали студенты Марийского государственного университета. Проводились экспедиции также сотрудниками Института этнографии АН СССР (Т.П. Федянович), Государственного музея этнографии народов СССР (Е.Н. Котова, и А.Ю.Заднепровская), Национального музея Финляндии (Илдико Лехтинен), Республиканского научно-краеведческого музея. Совместная экспедиция этнографов МарНИИ и Госмузея этнографии народов СССР ( г. Ленинград) летом 1982 года. с. Еласы Горномарийского района. Г.А.Сепеев, Е.Н.Котова и информатор. В конце 80 – начале 90-х годов этнографы приступили к разработке новой темы – «Историко-культурные взаимосвязи марийского и соседних народов». Эта проблема затрагивалась и в сборнике «Межэтнические связи населения Марийского края» (1991 г.), подготовленном вместе с археологами. Проводилась подготовка хрестоматийных сборников по истории семьи, семейных обрядов и обычаев. О.А.Калинина составила сборники исторических материалов, отражающих состояние и развитие праздничной обрядности марийцев ХIХ – ХХ вв. Этнографы МарНИИ принимали активное участие в подготовке учебных пособий для школ. Сотрудники отдела под руководством Г.А.Сепеева в 2000 году опубликовали пособие на марийском языке для учащихся старших классов «Этнография марийского народа». Участники VI Международного конгресса финно-угроведов. г. Сыктывкар 1985 год. Фольклористы слева-направо: Апанаев П.А. – с.н.с. МарНИИ, Тойдыбекова Л.Г. – аспирантка Тартуского университета, Акцорин В.А. – с.н.с. МарНИИ, Китиков А.Е. – к.ф.н., с.н.с.МарНИИ.
Начало систематического собирания материалов по национальному искусству, его исследование и теоретическое осмысление, основание музеев, первые попытки, например, возрождения музыкальной хоровой культуры, национального театра, появление по этому поводу различных публикаций в местной периодической печати, относится в основном к гг. В целом, основные принципы исследований тех лет сводились к констатации фактов, описательности без обобщений, к любовному восхищению «стариной». Устное народное творчество, в частности музыкальный фольклор, воспринимались как памятники старины. Ситуация существенно изменилась лишь тогда, когда был образован Марийский научно исследовательский институт социалистической культуры (МарНИИЯЛИ). Практическую работу исследователи проводили под знаком бережного отношения к национальной культуре, в частности к прогрессивному прошлому, под знаком сохранения лучших традиций народного наследия и его тщательного изучения. Именно песенный фольклор обратил на себя внимание. Песня у марийцев занимала чуть ли не главное место в музыкальном и поэтическом творчестве, она была организующей в обрядовых действиях, на праздниках и в трудовой деятельности. В 1937 году выходит в свет I том марийских народных песен «Марий муро» под редакцией В.М.Васильева. Он представлял собой часть антологии марийских народных песен с расположением песен по жанрам, что явилось новым явлением в исследовании этого вида творчества марийцев. В деле собирания, обработки и популяризации марийской народной музыки значительное место и по праву принадлежит Я.А.Эшпаю, представителю старшего поколения марийских композиторов, ученых-музыковедов. Из изданий 1940-х годов, вызвавших оживленный интерес, следует выделить «Национальные музыкальные инструменты марийцев» Я.А.Эшпая (1940). ЭШПАЙ (Ишпайкин) Яков Андреевич ( ) Композитор, кандидат искусствоведения. Заслуженный деятель искусств Марийской АССР. В деле собирания и популяризации марийского народного музыкального творчества оказывал большую помощь А.И. Искандаров. Им передано в научные фонды МарНИИ более 200 записей и «Библиография музыкальных произведений композиторов на темы марийской народной музыки». В 60-е годы изучение марийской музыкальной культуры составляло одну из актуальных задач. Монография О.К.Егоровой «Национальные традиции в опере Э.Сапаева «Акпатыр» (1974) является для марийского музыкального искусствоведения ценным и обстоятельным исследованием первой марийской оперы. С образованием института глубокому и тщательному исследованию подвергнуто было и народное декоративное искусство мари. Причем, особое внимание было уделено изучению народной вышивки. В последующие годы было начато исследование, связанное с раскрытием основ орнаментального искусства в вышивке и резьбе (Соловьева Г.И.), принципами декора народной одежды (Молотова Т.Л.). Исследование театрального искусства мари началось только в 1960-е годы, когда специально вновь был организован сектор фольклора и искусства. Заведующая сектором кандидат филологических наук М. А. Георгина опубликовала ряд статей, освещавших различные стороны театральной жизни республики. А результатом многолетней исследовательской деятельности по изучению марийского драматического театра явилась опубликованная монография «марийский драматический театр» (1979). Эта книга – первая попытка систематизации материалов и документов по истории Марийского государственного театра им. М. Шкетана. В 1970-е и особенно в начале 1980-х гг. после выхода в свет справочника «Художники Марийской АССР» (1978) весьма ответственные задачи стояли и в области изучения и обобщения многих явлений профессионального изобразительного искусства в творчестве отдельных художников. С начала 1980-х гг. изучение изобразительного искусства в республике приобрело особую актуальность. Это обусловлено было возрастающей ролью культуры и искусства в решении важнейших задач эстетического воспитания и художественного образования, в сохранении национальных традиций. Подводя итоги за 75-летний период, можно отметить, что институтом проделана значительная работа по изучению почти всех видов и жанров искусства, имеющих жизнь в республике.
КАРМАЗИН Гурий Гаврилович - видный марийский языковед. ( ) Участники VI Международного конгресса финно- угроведов, г.Сыктывкар, 1985 год. Отдел языка марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории за свои 85 лет существования претерпел несколько преобразований. Первоначально в институте языковеды и литературоведы, в том числе и фольклористы, входили в секцию языка и литературы. Так назывался тогда отдел, занимавшийся изучением проблем марийского языка, литературы и устного народного творчества. Эта секция главным образом работала путем привлечения ученых и педагогов различных учреждений не только Йошкар-Олы, но и других городов СССР, как то: Казани, Москвы и Ленинграда (Санкт-Петербурга), на договорных началах, а так же аспирантов института. Первым штатным языковедом секции языка и литературы был известный всему миру марийский языковед широкого профиля Гурий Гаврилович Кармазин, который зачислен в штат МарНИИ 3 октября 1930 года. Этот день можно считать официальной датой начала работы нынешнего отдела языка МарНИИЯЛИ. Отдел языка, несмотря на малочисленный состав сотрудников, с самого начала своего существования занимался весьма актуальными проблемами марийского языкознания как фундаментального, так и прикладного характера. По инициативе отдела языка МарНИИЯЛИ проводил немало интересных совещаний и конференций по вопросам языка. Первая марийская научная языковая конференция была проведена 8-12 января 1937 года. Конференция была очень представительной. В ее работе приняли участие ученые Москвы, Ленинграда, такие, как Н.Ф.Яковлев, М.П.Чхаидзе. На ней рассматривались проблемы развития марийского литературного языка в обоих вариантах: лугово-восточном и горномарийском. Доклады касались алфавита, орфографии, падежей, языковой культуры декабря 1953 года прошла Научная сессия по вопросам развития марийского языка, где ставился вопрос о создании единого литературного языка для мари на основе лугово-восточного литературного языка. А мая 1970 года поведена Научная сессия, посвященная 200-летию марийской письменности. Сотрудники отдела по возможности стремились принимать участие в работе Международных конгрессов и конференций. На первом Международном конгрессе финно- угроведов, проходившем в Будапеште в сентябре 1960 года, приняли участие И.С.Галкин и Н.И.Исанбаев. В первой Всероссийской конференции финно-угроведов, проведенной в г. Йошкар- Оле в ноябре 1994 года, приняли участие все сотрудники отдела языка. За работой …, В.А. Мухин, М.П.Чхаидзе и М.Н.Янтемир. Сотрудники сектора языка за работой над толковым словарем марийского языка. Слева направо: Романова Р.С. – ст.лаборант, Исанбаев Н.И. – зав. сектором языка, к.ф.н., Абрамова А.А. – м.н.с., Барцева Л.И. – м.н.с. Ноябрь 1985 года. Отдел и некоторые сотрудники отдела по возможности старались поддерживать связи с зарубежными учеными. Связи начались довольно давно и связаны прежде всего интересом зарубежных ученых родственных народов к марийскому языку. Так будучи аспирантом Ленинградского университета, Берецки Габор в июне 1954 года вместе с аспирантом В.А.Черняевым по плану МарНИИ ездили в диалектологическую экспедицию в Килемарский, Горномарийский районы МАССР и Воскресенский район Горьковской (ныне Нижегородский) области. Затем Г. Берецки, уже кандидат Филологических наук, несколько раз приезжал в МарНИИ. Летом 1958 года к языковедам МарНИИ приехал профессор Эрдеди Йожеф. Он познакомился с библиотекой института, встречался с языковедами. Четыре раза в Марийскую республику приезжал профессор университета г. Тарту Алхониеми Алхо. В первый приезд, в мае 1981 года он с этнографом Илдико Лехтинен посетил село Ронга Советского района, где произвел запись диалектологического материала на магнитную ленту. В последние годы марийским языком заинтересовались ученые Токийского университета (Япония) профессор Казуто Мацумуро и преподаватель Такаси Танака. Языковеды Японии ищут общее и отличительное в японском и финно-угорском языках, в том числе и в марийском в плане общего языкознания. Ученые из Финляндии И.Лехтинен и профессор А.Алхониеми в МарНИИ В настоящее время отдел языка МарНИИ все свои силы направил на скорейшее завершение составления и подготовки к изданию «Толкового словаря марийского языка». Сотрудники МарНИИ за обсуждением словаря марийского языка. Слева направо: Китиков, Акцорин, Васинкин, Апакаев, Сануков, Исанбаев, Никитин.
Отдел литературы МарНИИ существует с первых дней образования института. Первыми научными сотрудниками отдела литературы были известные писатели Н.И.Тишин и Я.Я.Ялкаев (Яныш Ялкайн), профессиональным критиком был А.К.Деревяшкин (А.Айзенворт). Первые статьи, посвященные проблемам развития марийской литературы были в достаточной степени политизированы, носили классовый характер. В них писалось в основном о партийности, народности литературы. Марийское литературоведение военного и послевоенного времени больше внимания уделяло анализу творчества отдельных писателей. Так появляются публикации А. Асылбаева о творчестве С. Чавайна, М. Шкетана, В. Юксерна, о произведениях А. Конакова, Дим. Орая. М.С.Калашников и А. Асылбаев В новый этап вступает исследование литературного процесса в нашей республике в 60-е гг. такой важный шаг был связан и именами К. Васина и А. Иванов. Так благодаря, главным образом, их стараниям появилась в гг. объемная двухтомная книга «Очерки истории марийской литературы». Эта книга была создана объединенными силами всех литераторов республики. В данном труде впервые был обобщен многолетний опыт художественного творчества марийцев. К. К. Васин – кандидат филологических наук, заслуженный деятель науки МАССР, писатель- литературовед
Исторические проблемы занимают существенное место в исследованиях института с момента его основания. За 10 лет ( гг.) деятельности МарНИИ усилиями его работников удалось составить общую картину исторического прошлого марийского народа, выделить наиболее значимые вехи в классовой борьбе местного населения, обзорно осветить участие трудящихся края в революционной борьбе. В послевоенные годы больше внимания стало уделяться изучению проблем социалистического строительства в республике. В послевоенные годы обогатились представления о политической и социально-экономической истории Марийского края периодического феодализма. Существенную роль в этом сыграл профессор Н.В. Никольский, работавший в институте в гг. Он написал трехтомную «Историю марийского народа с древнейших времен до начала ХХ века». В 1960 году работниками сектора истории были созданы «Очерки истории Марийской АССР ( гг.), а в 1965 году – «Очерки истории Марийской АССР (с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции)». В х гг. основное внимание было уделено слабо изученным проблемам истории края дореволюционного периода. Уточнялись представления о происхождении и этнической истории марийского народа. Вопросам разложения и кризиса феодально-крепостнического строя и развития капиталистических отношений в крае в конце ХVIII – первой половине ХIХ вв. посвятил свои исследования А.С.Казимов. Вопросы, связанные с проведением крестьянской реформы в марийском крае, стали предметом исследования В.П.Яковлевой. Изучению состояния крестьянского хозяйства, общественного движения в период империализма посвящены работы А.С.Патрушева. В 1966 году к разработке темы «Развитие промышленности и зарождение пролетариата в Марийском крае в период империализма» приступил А.Н. Чимаев. Вопросы развития марийской школы, народного образования, периодической печати и национальной литературы, деятельности марийской интеллигенции в конце ХIХ - начале ХХ вв. были объектом изучения В.Н.Аблинова. Проблемами истории советского периода занимался К.Н. Сануков. Он выступил одним из организаторов подготовки биографических очерков о видных партийных, советских, государственных и общественных деятелях. А.С.Казимов К.Н. Сануков профессор Марийского Государственного университета В.С.Патрушев В 80-е годы началась работа по написанию «Истории Марийской АССР» в 2-х томах. Во второй половине 90-х годов издана монография В.И.Рыбалки «Побратимы: марийско-венгерское сотрудничество в гг.». Назрела необходимость создания энциклопедии Республики Марий Эл, исторического атласа по истории республики, что было бы естественным продолжением изданного археологами МАрНИИ «Атласа археологических памятников». Одной из задач историков является подготовка новых учебников и методических программ по истории родного края для общеобразовательных школ и других учебных заведений. Двигаться в науке можно только при должном внимании к истории самой науки. В этом смысле крайне необходимы историографические работы, ибо они позволяют подвести определенные итоги исследований, выявить недостаточную изученность темы и наметить наиболее актуальные проблемы дальнейших научных разработок. Древняя стоянка марийцев
Таныгин Алексей, ученик 10-Г кадетского класса гимназии 4 им. А.С.Пушкина. Все материалы предоставлены архивом и библиотекой МарНИИЯЛИ
Валериан Михайлович Васильев родился 1 января 1883 года в семье крестьянина деревни Сусады-Эбалак Бирского уезда Уфимской губернии (ныне Янаульский район Башкирии). Первоначальное образование он получил в начальном училище своей деревни. Затем учился в Уфимском двухклассном училище, которое окончил в 1895 году. Мальчику очень хотелось продолжить свое образование, но вопреки желаниям отец устроил его писцом в волостное управление. Тогда ему было всего 12 лет. Так Валериан Васильев «вышел в люди», стал самостоятельно зарабатывать себе на хлеб. Но жажда к образованию оказалась сильнее родительской воли, и, проработав писцом 3 года, в 1888 году он без разрешения родителей уехал в город Бирск и поступил в инородческую учительскую школу. Васильев В.М. Четыре года занятий значительно расширили кругозор молодого человека. Он уже был готов к самостоятельной учительской работе. После окончания учительской школы Васильев в 1902 году стал работать учителем в Музяковском национальном училище. Через год он получил разрешение от окружного начальства для поступления в Казанскую духовную семинарию, где решил продолжить свое образование, и осенью 1903 года Валериан Михайлович становится учащимся этой семинарии. В 1906 году он окончил ее по богословскому отделению. Однако богословом Васильев не стал, он мечтал об университете. Поэтому сначала работал заведующим складом переводческой комиссии, а в сентябре 1907 года получил место преподавателя марийского языка в Казанской земской женской школе. Одновременно с этим он занимался переводами различной литературы на марийский язык, составлял учебные книги для школ. В 1907 году В.М.Васильев составил и издал первый календарь на марийском языке. Наряду с редакционно-издательской деятельностью Валериан Михайлович собирал материалы устного народного творчества: народные песни, загадки, пословицы и т.д. В 1908 году он перевел на русский язык сборник марийских народных песен собранных А.Аатриевым. В 1911 году издал небольшой марийско-русский словарь под названием «Черемисско-русский словарь», букварь и первую книгу для чтения на марийском языке. Статьи Васильева публиковались в «Известиях» общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Студенты Казанского университета. Васильев В.М. крайний справа в первом ряду. В 1913 году, выдержав дополнительные экзамены для семинаристов перед комиссией при управлении Казанского учебного округа, Васильев поступил, наконец, в Казанский университет, на отделение классических языков историко- филологического факультета и окончил его в 1918 году. В 1918 году коллегия казанского педагогического института избрала В.М.Васильева профессором института по кафедре марийского языка на учебный год с правом переизбрания. В то же время от работал в Центральном отделе мари при народном комиссариате национальностей редактором изданий на марийском языке в подотделе печати и культуры. В.М. Васильев, С.Г. Чавайн, Мендиаров и Ф.Е. Егоров гг. Здесь же он являлся главным переводчиком книг на марийский язык. Наряду с разносторонней редакционно-издательской деятельностью Васильев находил время заниматься и наукой. Ездил в экспедиции в пределы Казанской, Вятской и Пермской губерний для сбора диалектологического и фольклорного материала. Занимался преподавательской деятельностью. В 1926 году Васильев получил назначение на должность научного сотрудника Центрального областного краеведческого музея. В годах Валериан Михайлович учился в заочной аспирантуре Яфетического института АН СССР (ныне институт языкознания АН РФ). В ноябре 1933 года Васильев вернулся в Йошкар-Олу, а с февраля 1934 года стал доцентом Марийского педагогического института. Васильев В.М. с семьей в 20-е годы В пединституте Васильев проработал до февраля 1937 года, до перехода в Марийский научно- исследовательский институт на должность старшего научного сотрудника. В 1939 году Васильев вновь переходит в пединститут, а в 1944 году возвращается в МарНИИ на должность старшего научного сотрудника сектора языка и письменности, где проработал до выхода на пенсию. За большие заслуги в области марийского языкознания в декабре 1957 года В.М.Васильеву была присуждена ученая степень доктора филологических наук без защиты диссертации по совокупности работ. Так появился первый доктор наук по марийскому языку. Научные сотрудники МарНИИ: Смирнов, Васильев, Яковлев Творческая деятельность В.М.Васильева была сложна и многогранна. Более 60 лет своей жизни ученый отдал изучению родного языка. Жизнь замечательного человека оборвалась в 1961 году. Валериан Михайлович Васильев является одним из выдающихся личностей своего народа. Он был человеком энциклопедического ума. Писатель, просветитель, педагог и ученый широкого профиля – таким его знал марийский народ. Васильев В.М год
Социология молодежи – отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи. Накопленные знания по социологии молодежи привели исследователей к мысли о выделении отдельной области – «ювенологии» (или «юнологии»). Впервые об ювенологии заговорили зарубежные ученые (1971 год, польский социолог Владислав Адамски). В России вплотную к этому вопросу подошли в 90-е годы прошлого столетия. Не остаются в стороне и исследователи Республики Марий Эл. В 1997 году были проведены исследования «Социальный портрет призывника г. Йошкар-Олы», «Социальный портрет заключенных Ново- Троицкой колонии». В 1998 году было проведено исследование «Отношение студенческой молодежи к изучению различных языков». В 2000 году проведено подобное исследование учащихся школ республики. В 2001 году совместно с специалистами наркологического диспасера и СПИД центра была проведена экспресс-оценка ситуации по употреблению наркотиков. Частично материалы исследований были опубликованы на научных конференциях в республике и за ее пределами. Республика Марий Эл характеризуется многонациональным составом населения. В третье тысячелетие наша республика, как и Россия, вступает «постаревшей», так как снижение рождаемости, начавшееся в 90-е годы, продолжается. Молодежь не тешит себя иллюзиями о необходимости таланта, способностей личности. В то же время ценность образования растет. Подростки понимают, что высшее образование дает более широкий выбор деятельности, развивает способность приспосабливаться к жизни. Приведенные данные свидетельствуют об элементах кризиса идеалов и ценностей молодого поколения. Тревожным является значимость молодежи факторов «связи, поддержка влиятельных лиц» и «умение устраивать свои дела любым способом». Как показали результаты опроса студенческой молодежи республики, общая направленность ее политических интересов – демократическая. Большинство респондентов отдают предпочтение демократическим реформам даже в условиях негативных последствий этих реформ.