Профильное обучение Проблемы организации и содержания Семинар 9.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профильное обучение Проблемы организации и содержания Автор: зав. отделом экспериментально- Инновационной работы Дозморова Елена Владимировна г.Томск,
Advertisements

Издательство «Просвещение» - школе Проект «ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Концепция профильного обучения: 2002г. 2010г. 17 февраля 2010г. г. Красноярск.
Формирование индивидуального учебного плана. Индивидуальный учебный план (ИУП) совокупность учебных предметов (курсов),выбранных для освоения обучающимся.
Доступное и качественное образование каждому ученику (целевые установки на учебный год)
БУП Принципы построения федерального базисного учебного плана для X –XI классов основаны на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального.
Учебный план профильного обучения Методические аспекты составления в условиях перехода.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Материалы для обучающего семинара по составлению ИУП.
Формирование учебных планов 10-х классов учебный год.
Организация профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) Зам. директора по УВР С.В.Голикова.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия 35 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН КАК ОСНОВА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА.
Роль Базисного учебного план в обеспечении профильного обучения Иркутск 2007 г.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ на старшей ступени образования на территории Самарской области.
Семинар – практикум «Индивидуальные образовательные программы и тьюторское сопровождение» МОУ гимназия 4 г. Пятигорск.
Профильные классы по выбору. Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения I. Федеральный компонент Базовые учебные предметы Русский.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
Методические рекомендации «Как работать с БУП 2004г.» Центр повышения квалификации «Развитие образования», апрель 2010г.
Роль предметного обучения в режиме профильного обучения.
Особенности формирования учебного плана ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом.
Транксрипт:

Профильное обучение Проблемы организации и содержания Семинар 9

В чем смысл перехода к профильному обучению? Концепция Профильное обучение – система специализированной подготовки старшеклассников : индивидуализация обучения социализация учащихся

Профильное обучение и углубленное изучение отдельных предметов Традиционная «углубленка» Общеобразователь- ные предметы (большинство) Углубленные курсы (один-два предмета) Факультативы (можно не посещать) Профильное обучение По ряду предметов – базовым курсам – завершается базовое образование. По ряду предметов – профильным курсам – подготовка расширяется и углубляется. На элективных курсах подготовка специализируется, расширяется или дополняется – по выбору учащихся

Модель целеполагания Цели обществаЦели семьи Цели учащихся Образовательные возможности школы Профили обучения

Школа обеспечивает качественный уровень общего образования, не подменяя учреждения профессионального образования; Общее образование не может рассматриваться только как подготовительный этап к продолжению образования в вузе; Обучение строится на основе компетентностного подхода; Профильная школа не подразумевает специального отбора учащихся; Профильное обучения выполняет «компенсаторную функцию коррекции содержания общего образования в контексте большей готовности к социально- профессиональному самоопределению»; оно должно преодолеть предметную раздробленность школьного знания и оторванность от практики; Профильное обучение не должно повторять структуру профессиональной деятельности и быть жестко связанным с существующим набором профессий.

Система учебных курсов в профиле Типы учебных курсов Базовые курсы Профильные курсы, в том числе – углубленные Элективные курсы –специализация –профориентация Примеры Математика, 4 ч/нед Математика, 6 ч/нед Математика, 10 ч/нед Практикум по решению задач Сферическая геометрия Математические методы в экономике …

Проблемы содержания профильного обучения: базовые курсы - Каковы разумные пределы сокращения объемов курсов? - Каковы требования к базовой подготовке?

Проблемы содержания профильного обучения: базовая подготовка Возможные варианты решения Уровень учебного предмета УМК для базового уровня Интегрированные курсы Уровень изложения учебного материала Акцентирование ведущих идей и концепций, их общекультурного значения овладения «системой языка предмета» опыта решения жизненно значимых проблем на основе овладения навыками рассуждения Выделение обязательных для освоения целей (результатов) обучения обязательного, дополнительного и «альтернативного» материала

Проблемы содержания профильного обучения: профильные и углубленные курсы Должны ли отличаться профильные курсы математики в физико- техническом, медицинском и экономическом профилях? ИЛИ: Сколько учебников математики нужно школам России?

Проблемы содержания профильного обучения: профильные и углубленные курсы Возможные варианты решения Уровень учебного предмета Модульное построение курса Уровень изложения учебного материала Сочетание фундаментального, функционального и вспомогательного компонентов Ориентация обязательных результатов курса на задания базового уровня ЕГЭ Включение альтернативного материала

Учебник + модуль

Проблемы содержания профильного обучения: элективные курсы - Какое время выделить элективным курсам? - Почему необходимы «компенсирующие» курсы? - Может ли проектная деятельность стать предметом элективного курса?

Проблемы содержания профильного обучения: элективные курсы Возможные варианты решения -МОДУЛИ, дополняющие основной учебник УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ, например, проект «Моя программа подготовки к ЕГЭ» «НАДПРЕДМЕТНЫЕ» курсы

Проблема профильного обучения: набор курсов в профиле Кто выбирает? Сколько может быть профилей? Может ли быть чисто «математический профиль»? ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН – мечта, реальность или необходимость?

Федеральный компонент Инвариантная часть Обязательные учебные предметы Учебные предметыКол-во часов за 2 года обучения Базовый уровень Русский язык70(1/1) Литература210 Иностранный язык210 математика280 История140 Обществознание (включая экономику и право) 140 Естествознание210 Физическая культура 140

Вариантная часть Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях Учебные предметыКол-во часов за 2 года обучения Базовый уровеньПрофильный уровень Русский язык-210(3/3) Литература-350(5/5) Иностранный язык-420(6/6) математика-420(6/6) История-280(4/4) Физическая культура-280(4/4) Обществознание70(1/1)210(3/3) Экономика35(0,5/0,5)140(2/2) Право35(0,5/0,5)140(2/2)

Вариантная часть Учебные предметы по выбору на базовом или профильном уровнях Учебные предметыКол-во часов за 2 года обучения Базовый уровеньПрофильный уровень География70(1/1)210(3/3) Физика140(2/2)350(5/5) Химия70(1/1)210(3/3) Биология70(1/1)210(3/3) Информатика и ИКТ 70(1/1)280(4/4) Искусство(МХК)70(1/1)210(3/3) Технология70(1/1)280(4/4) ОБЖ35(1/-)210(2/2) ВСЕГО:Не более 2100(не более30/не более 30)

Региональный(национально-региональный)компонент ВСЕГО : 140(2/2) Компонент образовательного учреждения ВСЕГО : Не менее 280(не менее4/не менее 4) ИТОГОдо 2520(36/36) Предельно допустимая аудиторная учебная Нагрузка при 6-дневной учебной неделе: 2520(36/36) Предельно допустимая аудиторная учебная Нагрузка при 5-дневной учебной неделе: 2450(35/35)

Типы элективных курсов межпредметные Элективные курсы повышения уровня, направленные на углубление учебного предмета Элективные спецкурсы, в которых углубленно изучается отдельные разделы основного курса, входящих в обязательную программу данного предмета Элективные спецкурсы, направленные на углубление отдельных разделов основного курса, входящих в обязательную программу данного предмета Элективные курсы посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы, так и не входящего в него Прикладные элективные курсы, направленные на знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике надпредметные предметны е Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач, а также составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы

Учебники для профильной школы –Базовые курсы, в том числе - интегрированные –Двухуровневые УМК Базовый и профильный Профильный и углубленный –Серия «МГУ – школе»: школьный учебник и пособие для абитуриентов. –Проблема выбора УМК. Специализированный каталог «Профильное обучение»

Проблемы профильного обучения: организационные модели В условиях высокой неготовности: –Общеобразовательный класс с возможностью выбора одного – двух курсов (20% школ) В условиях относительной готовности: –Профильный класс (50% школ) –Профильные группы в одном классе (20% школ) В условиях высокой готовности –Индивидуальный учебный план (не более 5% школ)

Профильное обучение в начале 90-х и профильное обучение сегодня В начале 90- х Добровольност ь Значительная «свобода маневра» Внутренняя оценка школы Сегодня Массовый переход всех школ на профильное обучение к 2010 г. Упорядочивание отношений «школа-вуз» Независимая итоговая аттестация (ЕГЭ) Оценка по экономическим показателям (нормативы финансирования)

Система методической поддержки учителя –Серия «Подготовка к ЕГЭ» –Интернет-поддержка выпускаемых УМК –«Методические портфели» к УМК –Подготовка тьюторов для методического сопровождения УМК ИНТЕРНЕТ-школа ПРОСВЕЩЕНИЕ.RU. Система дистанционного обучения. Совместный проект издательства и НП «Телешкола» УЧИТЕЛЮ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Интернет-школа «Просвещение.ru».