Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения классных руководителей
Классный руководитель: Оказывает ученику поддержку в выборе дальнейшего пути обучения. Особое внимание обращает на проблемы предпрофильной подготовки, жизненного самоопределения и формирование жизненных планов старшеклассников, ориентацию на приобретение навыков для будущей профессии.
Основные направления в работе классного руководителя выявление интересов и склонностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе; оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением; развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов; формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии. уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Виды деятельности классного руководителя в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения Вовлечение семьи и других членов социума в воспитательный процесс в рамках ПП и ПО Вовлечение семьи и других членов социума в воспитательный процесс в рамках ПП и ПО Участие в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний Участие в работе педсоветов, семинаров, административных и методических совещаний Оказание помощи в составлении личного портфолио каждого ученика Оказание помощи в составлении личного портфолио каждого ученика Обеспечение взаимодействия с учреждениями высшего, среднего специального и профессионального образования, социальное партнёрство Обеспечение взаимодействия с учреждениями высшего, среднего специального и профессионального образования, социальное партнёрство Осуществление воспитательной работы совместно со школьным психологом, координатором ПП и ПО и педагогами, работающими в классе Осуществление воспитательной работы совместно со школьным психологом, координатором ПП и ПО и педагогами, работающими в классе Планирование и организация воспитательной и внеклассной работы с учётом введения ПП и ПО Планирование и организация воспитательной и внеклассной работы с учётом введения ПП и ПО Осуществление мониторинга здоровья старшеклассников Осуществление мониторинга здоровья старшеклассников Информирование о модели профильного обучения на предстоящий учебный год Информирование о модели профильного обучения на предстоящий учебный год Контроль посещаемости элективных курсов и курсов по выбору Контроль посещаемости элективных курсов и курсов по выбору Планирование, организация и проведение информационной работы Планирование, организация и проведение информационной работы Виды деятельности Виды деятельности
Курс «Профориентация для старшеклассников. Шаг в профессию» (34 часа) Цель данной программы содействие в профессиональном самоопределении обучающихся. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: Развитие представлений и понятий, связанных с миром профессий. Активизация самопознания и саморазвития.
Структура программы курса Раздел 1. Мир профессий (технологический аспект) Раздел 2. Здоровье и профессия (медицинский аспект) Раздел 3. Личностные особенности и профессионально важные качества (психологический аспект) Раздел 4. Система профессионального Образования (педагогический аспект) Раздел 5. Поиск работы и трудоустройство (экономический аспект)
Технологический аспект (предмет труда, цели труда, средства труда, условий труда) Школьники знакомятся с миром профессий, их классификацией и характеристиками, целями, средствами, условиями труда; с различиями профессии и специальности, профессии и должности. 1Характер труда 1Профессия, специальность, должность 1Классификация профессий. Формула профессий 1Характеристики профессий 1Деятельность, цели, мотивы 1Вводное занятие 6Мир профессий
Медицинский аспект ( уровень здоровья, который необходим для данной профессии, медицинские противопоказания, неблагоприятные условия труда). Отображается в разделе «Здоровье и профессия» (2 часа)
3. Психологический аспект ( какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека, к чертам характера и личностным особенностям). 3Первичная профориентация. Диагностика 1Профессионально важные качества 1Тип мышления 1Как справляться с негативными эмоциями 1Эмоции 1Программа самоконтроля 1Воля. Волевые качества 1Характер 2Темперамент 12Личностные особенности и профессионально важные качества
1Абитуриент Экскурсии в учебные заведения города 1Профиль обучения. Диагностика. 1Особенности современного высшего образования 1Виды образования 6Система профессионального образования 4. Педагогический аспект (требования профессии к уровню и содержанию образования, какие учебные заведения осуществляют подготовку по профессии, какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности)
5. Экономический аспект (в каких отраслях используется данная профессия: промышленность, транспорт, строительство; спрос на данную профессию, каковы перспективы найти работу, каков характер оплаты труда) 1Карьера 1Собеседование 3Резюме. Портфолио 1Самопрезентация 1Рынок труда в Зеленограде, Москве и области 1Источники получения информации о вакансиях 8 Поиск работы и трудоустройство
Задачи классного руководителя в работе по составлению портфолио Организация информационных уголков для обучающихся и их родителей; Определение содержательной стороны портфеля достижений в плане преемственности предпрофильного и профильного портфолио.
Занятия проводятся классным руководителем с привлечением школьного психолога, медицинского работника школы, специалистов службы занятости и др. Формы и методы работы групповые занятия с элементами тренинга, с применением информационно- коммуникативных технологий экскурсии встречи с интересными людьми, студентами различных учебных заведений
Ожидаемые результаты работы 1. Выбор учащимся профиля обучения. 2. Выбор профессии. 3. Выбор учебного заведения, осуществляющего подготовку по выбранной профессии. 4. Умение ученика презентовать свои достижения через портфолио.
Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни. К.Д.Ушинский