Психологическое сопровождения кадетского класса школы 41 Педагог-психолог Хибовская Е.В
Цели: 1.Создание оптимальных условий для обучения, развития и реализации личностного потенциала каждого учащегося. 2.Психологическое обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта. 3.Психолого-педагогическое сопровождение кадет на всех этапах обучения и воспитания. 4.Создание благоприятного психологического климата в коллективе, формирование продуктивных моделей поведения у всех участников образовательного процесса. 5.Профильное определение, профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение кадет, построение индивидуального образовательного маршрута.
СИСТЕМА РАБОТЫ: -Анализ образовательной среды с точки зрения изучения возможностей для обучения, воспитания и развития кадет, и тех требований, которые она предъявляет к их психологическим возможностям и уровню развития. -Определение психологических критериев эффективности обучения и развития школьников, уровня сформированности учебных навыков. -Разработка и внедрение методик, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого учащегося. -Поэтапный анализ результатов, позволяющий скорректировать формы работы.
Задачи: 1.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса кадета и динамики его развития. 2.Оказание помощи в личностном, интеллектуальном и профессиональном развитии учащихся. 3.Обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся. 4.Профилактика и коррекция отклонений в личностном и социальном развитии. 5.Коррекционная и профилактическая работа с детьми, находящимися в психотравмирующей ситуации, и детьми- сиротами. 6.Профилактика эмоционального выгорания педагогов и воспитателей. 7.Повышение психологической компетентности родителей, коррекция детско-родительских отношений. 7.Пропаганда здорового образа жизни, профилактика употребления психоактивных веществ.
На первом году обучения в кадетском классе у кадет и их родителей возникает ряд трудностей, обусловленных личностными особенностями, несоответствием представлений о реальных условиях и воспитания, высокими учебными и дисциплинарными требованиями. Специфичными для кадетского класса являются следующие особенности жизнедеятельности кадет: жесткая регламентация распорядка дня; преобладание групповых видов деятельности; подчинение и субординация; совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования, служебных.
. Деятельность психолога с кадетским классом направлена на выявление и коррекцию личностных качеств подростка, затрудняющие адаптацию. Снижению уровня социально-психологической адаптации приводят такие личностные особенности, как низкий уровень принятия других и себя, неумение строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами, стремление к уходу от проблем, внутренняя напряженность, замкнутость, подозрительность, недовольство ситуацией. Поэтому при поступлении в кадетский класс психолог, прежде всего, обращает внимание на интеллектуальные, эмоционально- волевые, коммуникативные и мотивационные особенности и способности подростка.
Основными направлениями деятельности психологической службы являются: Психологическая диагностика Психологическая профилактика и поддержка Психологическое консультирование Работа над мотивационной сферой Психологическое просвещение Организационно-методическая деятельность
В кадетском классе перед обучающимися стоят взрослые задачи: 1. Принять нормы, правила и традиции кадетов. 2. Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям. 3. Иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала. 4. Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями. 5. Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте. Адаптация кадет - это сложный процесс. Адаптация бывает психофизиологической, социальной, психологической и социально- психологической. Социально-психологическая адаптация подразумевает процесс взаимодействия кадета и окружения. Кадет считается адаптированным в том случае, когда он, находясь среди других кадет, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, идет навстречу ожиданиям группы, самоутверждается и свободно выражает свои творческие способности. В свою очередь социальное окружение способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию индивидуальности кадета.
Предполагаемые результаты : -успешная адаптация кадет 7-го класса в средней школе ( мониторинг психологических показателей); - соответствие уровня успеваемости возможностям кадет; -успешное профессиональное определение выпускников; -создание благоприятного психологического климата и комфортных условий для кадет и педагогического коллектива; -разумное распределение ответственности за обучение и воспитание между родителями, воспитателями и учителями; -снижение количества курящих кадетов и отсутствие случаев употребления спиртных напитков кадетами, осознание воспитанниками ценности здоровья (контроль в форме анкетирования, просветительская работа ); - отсутствие конфликтных и психотравмирующих ситуаций.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ: Не унижайте достоинство ребёнка. Можно выражать недовольство отдельными действиями, но не ребёнком в целом. Можно осуждать поступки, но не чувства, какими бы нежелательными они ни были. Если чувства возникли, значит, на то были основания. Не требуйте от ребёнка невозможного или невыполнимого. Особенно того, что не соответствует возрастным возможностям. Выражение недовольства учеником не может быть систематическим, иначе оно перестаёт восприниматься. Позвольте ребёнку ощутить отрицательные последствия своих действий или своего бездействия. Только тогда он захочет осознанно что-то исправить. Не вымогайте обещаний. Помогите ребёнку самому проанализировать ситуацию и увидеть варианты её исправления.
ПОМНИТЕ: · Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. · Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности. · Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым. · Если ребёнка часто упрекают, он учится жить с чувством вины. · Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других. · Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя. · Если ребёнка хвалят за хорошие поступки, он учится быть благородным. · Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым. · Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей. · Если начинания ребёнка поддерживают, он учится верить в себя
Расписание работы психолога Понедельник с до Вторник с до Среда –методический день Четверг с до Пятница с до 15.00