« Развитие тьюторских практик как обязательное условие построения системы непрерывного образования » Экспериментальня площадка На базе МОУ «СОШ 50» Д.А. Логинов,ст. преподаватель кафедры управления образованием ГАОУ ДПО"СарИПКиПРО".
Цель эксперимента: апробация и развитие тьюторской практики в условиях построения непрерывного образовани
Первый уровень – психолого-педагогического сопровождения семей будущих первоклассников. Второй уровень – сопровождение траектории ранней социально-педагогической адаптации обучающихся 1-4 классов. Третий уровень – система сопровождения профессиональной ориентации в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Пятиуровневая модель тьюторского сопровождения образовательного процесса
Четвертый уровень – организация системы индивидуализированной работы с одаренными детьми всех ступеней обучения. Пятый уровень – распространение накопленного опыта по тьюторскому сопровождению обучения детей среди руководителей образовательных учреждений, их заместителей и педагогов, входящих в Ассоциацию. Пятиуровневая модель тьюторского сопровождения образовательного процесса
Модель тьюторского сопровождения Психолого-педагогическое сопровождение семей будущих первоклассников: Просвещение (индивидуализация, индивидуальная образовательная программа, ФГОС). Определение путей взаимодействия «родитель-школа».
Модель тьюторского сопровождения Сопровождение ранней социально- педагогической адаптации обучающихся начальных классов: «Один день в 5 классе». «Погружение в науку» (работа в разновозрастных студиях с обучающимися основной и старшей школы). «Проектирование будущего». Выход на обучение в кабинетной системе в 4 классе.
Модель тьюторского сопровождения Сопровождение профессиональной ориентации: работа над групповыми и индивидуальными проектами в условиях техно-парка (взаимодействие школа-ВУЗ); культурные практики.
Модель тьюторского сопровождения Построение и сопровождение ИОП одаренных детей: определение образовательных потребностей; построение ИОП; целеполагание (работа с портфолио), самопрезентация, проектирование; «Мой проект».
Модель тьюторского сопровождения Распространение накопленного опыта среди членов Ассоциации школ Ленинского района: Методологические семинары; Мастер-классы; Педагогические мастерские; Методические практикумы.
Чем тьюторская деятельность отличается от других видов педагогической деятельности?
Тьютор – это особый педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы. Тьюторская компетентность – это компетентность современного учителя, позволяющая ему сопровождать индивидуальные учебные программы.
Полное тьюторское действие Создание «избыточной» образовательной среды. «Навигация» выбора. Обсуждение стратегии следующего шага.
Типовые задачи тьютора во взаимодействии с обучающимися Знакомство (вхождение в деятельность) «Размораживание» Организация изучения Организация групповой и индивидуальной работы Организация обратной связи (рефлексия)
Знакомство. Механизмы восприятия. Идентификация. Стереотипизация. Эмпатия. Социально-психологическая рефлексия.
Целеполагание ЦЕЛЬ Идеальный образ будущего результата («надо») Желания, потребности, мотивы («хочу»)
Смысловая цепочка для описания цели
Целеполагание Процесс завершающийся фактом появления в сознании определенного образа- представления, который может быть использован субъектом, ожидающим получение соответствующего результата, в функции цели, но может быть и транслирован другому субъекту, воспринимающим данный образ как цель собственной деятельности.
Модель развития компетентности знать уметь владеть быть
Модель развития компетентности ЗНАТЬ – уровень знакомства, понимания основных теорий, концепций, идей. УМЕТЬ – уровень применения теорий для решения типовых задач. ВЛАДЕТЬ – уровень освоения и применения способов деятельности, мыслительных стратегий для решения нестандартных задач. БЫТЬ – уровень развития способностей, позволяющих решать стратегические проблемы, создавать отношение к миру, делу, себе самому (смыслотворчество).
Проектируемый цикл встречи с обучающимися (цикл тьюториала) завершение начало развитие
Начало Сбор тьюторантов, непринужденное общение между собой и с тьютором. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРИВЕТСТВИЕ ПО ИМЕНИ!!! Призыв к началу работы «Хорошо, друзья, будем начинать?». Цель: перевести собрание отдельных личностей в обучающуюся группу.
Развитие 1. Короткие сообщения и обзор результатов предыдущего тьюториала. 2. Обсуждение и решение проблем, требующих немедленного разрешения. 3. Предложение плана работы тьюториала и обсуждение его. 4. «Все ли теперь понятно? Все согласны? Если так, то приступаем к основной работе!»
Развитие 5. Первое задание (первый пункт плана): что нам предстоит делать – осуществление пункта плана – подведение итога. 6. переход к следующему пункту плана (заданию). 7.!!! Поддержание интереса и изменение темпов и видов деятельности!!!: малые группы, мозговой штурм, общие дискуссии,
Развитие 8. Обсуждение каждого этапа и связь его с действительностью: Чему мы научились? Какова польза от этого? Где можно это использовать? Как это можно использовать?
Завершение Убедиться в отсутствии непроясненных тем (вопросов, проблем). Увидеть, насколько довольны обучающиеся, нужна ли им дальнейшая помощь. Согласовать дальнейшие шаги. Выяснить, насколько полезным оказался тьюториал. Заключительный ритуал – благодарность за участие, высказывание надежды на следующую встречу, сообщение о возможности связи с тьютором в период между тьюториалами. Разрешение индивидуальных вопросов при необходимости.
Проект тьюториала Знакомство Размораживание Организация изучения Организация групповой и индивидуальной работы Организация обратной связи ЗАВЕРШЕНИЕ РАЗВИТИЕ НАЧАЛО БЫТЬ УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ ЗНАТЬ
Рефлексивный метод преодоления трудностей Почему это произошло? Что надо теперь сделать? трудностьЧто я делал?