Организация внутришкольного контроля в условиях реализации новых образовательных стандартов Михайлова Н.К., доцент кафедры управления образовательными системами ПОИПКРО
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ… чего?... качества образовательного процесса
Понятие качества Качество – существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого Свойство - цвет, вкус, форма, t, вес, скорость Что измеряем Качество – степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, продукта, результата, соответствия тому, каким они должны быть. Соответствие требованиям стандартов, соответствие уровню запланированного результата Как измеряем
Вводя понятие «качество» как ключевого критерия для оценки образовательного процесса обязаны: Включить в перечень объектов ВШК все результаты, ресурсы, условия (I понятие качества) Измерить в процессе ВШК не просто уровень или динамику процессов, но и «степень достоинства, ценности, пригодности» (II понятие качества)
Причины необходимости изменений в системе ВШК Материалы анализа результатов ВШК не в должной мере отражают причинно-следственные связи между результатами обучения и воспитания; Не всегда определяются пути решения проблем и тенденции обновления образовательного процесса; Реализуемые задачи не связываются с переводом учебного заведения на более высокий качественный уровень, ВШК перегружен решением сиюминутных проблем. Результаты контроля связаны с констатацией того, что есть сейчас. Школьная администрация не пытается выявить причины результатов ВШК. Чаще всего контроль направлен на выявление имеющихся недостатков в работе учителей. (Бахмутский А.Е. «Оценка деятельности современной школы»)
Модернизации ВШК как инструмента управления образовательным процессом требуют (способствуют) ФГОС, НСОТ, «Наша новая школа», Квалификационный справочник
Ресурсы ВШК в решении причин необходимости изменений Управленческая несостоятельность администраторов может быть частично скорректирована проектированием четкой системы ВШК, выстроенной с позиции системно- деятельностного подхода, прозрачной для каждого субъекта образовательного процесса, обеспеченной грамотным инструментарием, оптимизирующим работу с потоками информации по принципу «распределенной ответственности»; Недостаточный уровень компетентности педагогов и школьных управленцев в обеспечении субъектной позиции ученика требует в первую очередь мотивации учителей на реализацию субъект-субъектных отношений в образовательной системе «учитель-ученик». Практика показывает, что введение в систему ВШК мониторинга профессиональной компетентности учителя позволяет повысить позиционно-ценностную составляющую общей профессиональной компетентности учителя по отношению к психолого-педагогическим знаниям и умениям, лежащим в основе индивидуализации образования.
Ресурсы ВШК в решении причин необходимости изменений Недостатки во внедрении инноваций требуют выстраивания ВШК научно-методической работы в школе на основе критериального и компетентносно-деятельностного подходов; Рост числа учащихся с низким уровнем обучаемости требует введения в систему ВШК мониторинга не только уровня обученности по предметам, но и уровня развития других внутренних ресурсов ученика, отраженных в метапредметных и личностных образовательных результатах; Отсутствие единого критериального оценивания успехов детей, снижающее валидность оценки результатов деятельности как ученика, так и учителя, требует пересмотра и совершенствования в ВШК систем оценивания на основе критериального и компетентностного подходов к оценке уровня учебного успеха ученика и уровня профессиональной компетентности учителя;
Для обеспечения эффективности реализации инноваций такого масштаба как ФГОС и НСОТ, необходим анализ и совершенствование в каждой школе системы ВШК с учетом новых требований как к результатам, так и к процессу их получения
Требования к условиям реализации основной общей программы Требования к структуре основной образовательной программы 1. Учебно- воспитательный процесс 2. Педагогические кадры 3. Учебно- материальная база ФГОСВШК ?
Требования к условиям реализации основной общей программы Требования к структуре основной образовательной программы Качество результатов – по ученику Качество процесса По компетент- ности учителя По событиям, по урокам Качество системы управления – по качеству ВШК, по компетентности администрации По кабинетам, мат -техническому оснащению ФГОС ВШК (в соответствии с требованиями ФГОС)
Алгоритм проектирования ВШК Сначала операционально и диагностично прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования; определяется содержание по целям (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов); для данного содержания выбирается диагностический инструментарий (формы, методы и технологии измерений); определяются условия реализации каждой процедуры ВШК; определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы); определяются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам ВШК).
Особенности содержания ВШК в соответствии с ФГОС ВШК качества результатов Личностные образовательные результаты Уровень социализированности и воспитанности Уровень учебно-позновательной мотивации (базовый, позновательный, социальный, социально-духовный) Уровень сформированности ценностей ЗОЖ
ВШК качества результатов Метапредметные образовательные результаты Уровень реализации регулятивных УУД (самоорганизация и управление, навыки системного экологического мышления) Уровень реализации познавательных УУД (мыслительные УУД, логические умения) Уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе) Уровень развития ИКТ – компетентности (преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интренета)
В системе «воспитатель, учитель-ученик»: Обученность, измеряемая отметкой по предмету определяет дозу педагогической помощи для данного ребенка по данному предмету; Обучаемость ученика определяет для воспитателя или учителя уровень педагогической помощи; Уровень развития ОУУН, УУД определяет для воспитателя или учителя выбор форм и приемов учебной деятельности ученика комфортных для него, или развивающих недостаточно сформированные навыки. Особенности психологических процессов и психофизиологии, уровень развития мотивационно- волевой сферы определяет для воспитателя и учителя формы знаний, развивающих память, внимание, каналы приема и переработки информации, виды и формы общения каждого ребенка.
В системе «завуч – М/О – воспитатель, ученик - учитель»: Обученность – позволяет оценить и скорректировать вклад учителя, М/О в развитие детей средствами учебных предметов и внеклассной коррекционной и воспитательной работы; Обучаемость – позволяет оценить и скорректировать вклад каждого воспитателя и учителя в М/О в увеличения зоны ближайшего развития ученика. Уровень развития ОУУН, УУД – позволяет оценить эффективность работы воспитателей, учителей в каждом М/О по внедрению деятельностного подхода в обучении и развитии каждого ребенка. Анализ динамики состояния психологических и психофизических параметров личности позволяет оценить уровень психологического комфорта детей, скорректировать при необходимости способы и виды воздействия и общения, динамику и вектор направления развития интересов ученика
ВШК качества процесса Качество обучающей предметной деятельности Качество планирования и организации уроков по предмету Качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД) Качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья обучающихся в учебном процессе Качество деятельности по обучению и развитию обучающихся на основе использования ИКТ Качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся
ВШК качества процесса Качество обучающей предметной деятельности Качество деятельности по организации и проведению предметных событий в школе Качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности обучающихся: экскурсий, экспедиций и др. Качество реализации требований Закона об инклюзии – деятельности по обучению детей с ОВЗ Качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета как ресурса образовательного пространства школы Качество деятельности педколлектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к «портрету выпускника»
ВШК качества процесса Качество системы воспитательной работы Содержание и структура программы воспитательной работы (в соответствии с ФГОС: духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни) Качество реализации программы воспитательной работы Качество работы с родителями
ВШК качества процесса Качество научно- методической системы школы Динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя Психологическое состояние членов педколлектива, их отношение к работе Качество методической деятельности М/О, предметных кафедр Качество реализации программы педагогического эксперимента Качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров школы Качество деятельности социально- психологической службы
ВШК качества управления Качество образовательной программы школы Структура программы, содержание и механизмы ее реализации Качество управления образовательным процессом Состав и структура ВШК Качество процесса реализации ВШК как ресурса управления Качество управления реализацией требований государственных документов Выполнение СанПин, ГОСТ и т.д.
ВШК качества управления Качество выполнения Положения о документообороте ОУ Полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками ОП Качество управления материально- технической базой ОП Достаточность и качество оснащения образовательной средней школы Качество управления профессиональным ростом педагогов школы Наличие и реализация в ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты Компетентность субъектов управления Уровень управленческой компетентности администраторов школы, специалистов, возглавляющих структурные подразделения
Благодарю за внимание! Михайлова Нелли Константиновна