Готовность ребёнка к обучению в школе. Юрлова Наталья Валерьевна, руководитель ГМО педагогов-психологов, педагог-психолог МСПП, МБОУ СОШ «Центр образования 1».
Компоненты психологической готовности ребенка к школе: Личностная готовность Интеллектуальная готовность Социально – психологическая готовность
Личностная готовность Учебная мотивация ( ребенок хочет идти в школу; проявляет интерес к получению знаний, готов к принятию новой социальной позиции – школьника, имеющего круг прав и обязанностей, положительное отношение к учебной деятельности, учителям и самому себе). Эмоциональная устойчивость - сформированность у ребенка эмоционально – волевой сферы (произвольность управления собственным поведением и умение подчинить свое действие правилу, внимательно слушать и выполнять задание);
Интеллектуальная готовность владение монологической речью (учите ребенка делать пересказ); ориентировка в пространстве; умение мыслить с опорой на картинку (образное мышление); сформированность основных логических операций (сравнение, классификация, анализ, аналогии); достаточный уровень развития памяти (способность запомнить 7 из 10 слов).
Развитие речи Игры в слова: пусть он назовёт окружающие предметы, начинающиеся на определённый звук, или придумает слова, в которых должна встречаться заданная буква. Не забывайте читать. Выбирайте книжку с увлекательным сюжетом, чтобы ребёнку хотелось узнать, что там дальше. Пусть он и сам прочтёт несложные фразы. Обсуждая прочитанное, учите ребёнка ясно выражать свои мысли. Не довольствуйтесь ответом «да» или «нет», уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца. Побуждайте последовательно рассказывать о произошедших событиях и анализировать их. Учить грамотно отвечать на поставленные вопросы (простыми и сложными предложениями
Способы развития мелкой моторики руки Лепка из глины и пластилина. Рисование или раскрашивание картинок. Изготовление поделок из бумаги. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Конструирование. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Завинчивание и развинчивание крышек банок, пузырьков и т. д. Нанизывание бус и пуговиц. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, художественное выпиливание и т. д. Переборка круп. «Показ» стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Игры с кубиками, мозаикой.
Необходимые математические представления знать прямой и обратный счет до 10 предыдущие и последующие числа в пределах 10 геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) – называть, изображать, отличать от других уметь по части узнавать целое, находить недостающие элементы, видеть предмет через зашумленное восприятие; уметь сравнивать числа (понимать какое больше, какое меньше)
Социально – психологическая готовность умение строить отношения с учителем (признает авторитет взрослых, вступает в контакт умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу) отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
В школу ребёнок идёт не демонстрировать знания, а учиться, поддерживайте познавательный интерес будущего школьника!