Психологическая травма Психологическая травма определяется как «необычное событие», способное вызвать психологический стресс и сопровождающееся чувствами.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социально - психологическая служба МБОУ СОШ 5 Еманжелинского муниципального района март
Advertisements

Семыкина Анастасия Сергеевна 403 гр. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) Магнитогорск, 2010.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Организация работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях. Организация работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях.
Психическая травма у детей: особенности проявления и способы взаимодействия Подготовила и провела педагог-психолог О.В. Бугаева.
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
МОУ «СОШ 49» г. Барнаула. «Сохранение психического и физического здоровья школьников»
ОПАСНЫЕ ИГРЫ. ЗА ИЛИ ПРОТИВ? Работу выполнила: Гатаулина Азалия, 4 курса студентка 4 курсаРуководитель: Проснева Ю.Е., преподаватель психологии.
Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
А.Г. Макалатия МГУ им. Ломоносова Москва. Виды интернет-зависимости Зависимость от социальных сетей Игровая зависимость Зависимость от азартных игр через.
Из опыта работы психолога Центра ПМПС детей с трудностями в обучении и школьной дезадаптацией Хохловой С.В. МОУ лицей 5 г.Елец.
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
* Эмоционально-волевая сфера - это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств.
Профилактика тревожности и агрессивности у детей.
«Я среди других людей» программа по психологии для 7-8 классов.
Возрастные особенности реакции на стресс ВозрастЭмоцииКогницииЛичностьПоведение Все Страхи Беспредметная тревожность Нарушение эмоциональной стабильности.
Муниципальное казённое образовательное учреждение Баганская СОШ 1 Педагог-психолог Железко Г. П.
Цели и задачи психолого - педагогического сопровождения участников государственной ( итоговой ) аттестации.
Транксрипт:

Психологическая травма Психологическая травма определяется как «необычное событие», способное вызвать психологический стресс и сопровождающееся чувствами страха, ужаса, беспомощности. ужаса, беспомощности.

Практическая психология Психологическая практика Пространства бытия человека Форма процесса развития Тип процесса развития Деятель- ностные позиции Деятельность психолога Деятельность субъектов взаимодействия Методы работы Духовно- практическое Преображение (трансценди- рование) Личностное развитие Психолог личностно- го развития Восстанавливает смысл, экзистен- циальный диалог Развитие личностной позиции Диагностика Консульти- рование Коррекция Психотера- пия Социально- культурное Преобразование "Культуро- лизация" Психолог- наставник Организует рефлексию и самоопределение Осмысление, налаживание коммуникации, вхождение в традицию Социально- педагогичес- кое Образование Социализация Педагог- психолог Учит, тренирует, воспитывает Освоение социальных навыков и норм ПриродноеОрганическое созревание Восстановлен ие и развитие психо- соматических функциональ ных систем Нейропси- холог или дефектолог Выявляет условия нормального Функциониро- вания Реабилитация и коррекция норм функционирования

Фазы переживания психологической травмы «медового месяца» «медового месяца» Разочарования Разочарования восстановления восстановления

Фаза «медового месяца» Продолжается с начала ЧС и длится от недели до 3-6 месяцев Продолжается с начала ЧС и длится от недели до 3-6 месяцев Пострадавшие испытывают чувство гордости за то, что им удалось преодолеть опасность. У них формируется представление о том, что самое страшное позади. Пострадавшие испытывают чувство гордости за то, что им удалось преодолеть опасность. У них формируется представление о том, что самое страшное позади.

Фаза разочарования Продолжается от 2 месяцев до 1-2 лет. Продолжается от 2 месяцев до 1-2 лет. Пострадавшие испытывают чувство гнева, разочарования, горечи и вины, в следствие того, что социальные, материальные и психологические проблемы полностью не решены. Пострадавшие испытывают чувство гнева, разочарования, горечи и вины, в следствие того, что социальные, материальные и психологические проблемы полностью не решены.

Фаза восстановления Начинается с момента осознания пострадавшим, что ему необходимо принимать саму ответственность за свое будущее. Начинается с момента осознания пострадавшим, что ему необходимо принимать саму ответственность за свое будущее.

Факторы, усиливающие воздействие психологической травмы Особенности самого травматического события Особенности самого травматического события Состояние защитных сил личности Состояние защитных сил личности Дополнительные факторы риска Дополнительные факторы риска

Особенности травматического события Внезапность Внезапность Отсутствие похожего опыта Отсутствие похожего опыта Длительность Длительность Недостаток контроля Недостаток контроля Горе и утрата Горе и утрата Постоянные изменения Постоянные изменения Экспозиция смерти Экспозиция смерти Моральная неуверенность Моральная неуверенность Поведение во время событий Поведение во время событий Масштаб разрушений Масштаб разрушений

Состояние защитных сил личности Стрессоустойчивость – набор личностных черт, определяющих устойчивость к различным видам стрессов (возраст, уровень умственного развития, актуальная структура личности, генетическая предрасположенность, физиологическое состояние в момент получения травмы). Стрессоустойчивость – набор личностных черт, определяющих устойчивость к различным видам стрессов (возраст, уровень умственного развития, актуальная структура личности, генетическая предрасположенность, физиологическое состояние в момент получения травмы).

Дополнительные факторы риска Наличие травматического опыта Наличие травматического опыта Наличие зависимости(алкогольной, наркотической и др.) Наличие зависимости(алкогольной, наркотической и др.) Идентификация себя с жертвой Идентификация себя с жертвой Позднее начало лечения или его отсутствие Позднее начало лечения или его отсутствие Особенности социального окружения Особенности социального окружения Множественность стрессов на определенном временном отрезке Множественность стрессов на определенном временном отрезке Неопределенность отдаленных последствий экстремального события Неопределенность отдаленных последствий экстремального события

Посттравматическое стрессовое реакция– это переживания особого рода, вызванные травмой, которые возникают во время или непосредственно после экстремальной ситуации, направленные на устранение или ослабление влияния травмы. Посттравматическое стрессовое реакция– это переживания особого рода, вызванные травмой, которые возникают во время или непосредственно после экстремальной ситуации, направленные на устранение или ослабление влияния травмы.

ПТСР Посттравматическое стрессовое расстройство – это ряд изменений, связанных с воспоминанием о травме, происходящих в следующих сферах: Посттравматическое стрессовое расстройство – это ряд изменений, связанных с воспоминанием о травме, происходящих в следующих сферах: Эмоциональной Эмоциональной Познавательной Познавательной Физической Физической Поведенческой. Поведенческой.

Основные симптомы ПТСР Симптомы повторного переживания Симптомы повторного переживания Симптомы избегания Симптомы избегания Симптомы повышенной возбудимости Симптомы повышенной возбудимости

Симптомы повторного переживания Повторяющиеся, навязчивые, негативные воспоминания о событии. Повторяющиеся, навязчивые, негативные воспоминания о событии. Повторяющиеся, негативные сны, связанные с событием. Повторяющиеся, негативные сны, связанные с событием. Внезапные поступки и чувства, вызванные «возвратом»(внезапным провалом) в психотравмирующие событие Внезапные поступки и чувства, вызванные «возвратом»(внезапным провалом) в психотравмирующие событие Интенсивный психологический стресс при событиях, напоминающих или символизирующих травму. Интенсивный психологический стресс при событиях, напоминающих или символизирующих травму.

Симптомы избегания Избегание мыслей, чувств и деятельности, связанных с событием Избегание мыслей, чувств и деятельности, связанных с событием Невозможность воспоминания деталей события Невозможность воспоминания деталей события Снижение интереса к деятельности, ранее вызывавшей у человека интерес Снижение интереса к деятельности, ранее вызывавшей у человека интерес Чувство отстраненности, отчуждения от других людей Чувство отстраненности, отчуждения от других людей Обеднение чувств, отсутствие положительных эмоций Обеднение чувств, отсутствие положительных эмоций Отсутствие планов на будущее Отсутствие планов на будущее

Симптомы повышенной возбудимости Трудности засыпания, бессонница Трудности засыпания, бессонница Раздражительность Раздражительность Сверхбдительность Сверхбдительность Взрывные реакции Взрывные реакции Трудности при концентрации внимания Трудности при концентрации внимания Физиологические реакции на события, символизирующие или напоминающие травму Физиологические реакции на события, символизирующие или напоминающие травму

Стадии развития ПТСР Острая -от момента события до 6 недель. Острая -от момента события до 6 недель. Хроническая – от 6 недель до 6 месяцев. Хроническая – от 6 недель до 6 месяцев. Отсроченная – от 6 месяцев до нескольких лет. Отсроченная – от 6 месяцев до нескольких лет.

Фазы переживания горя Фаза шока – внутренняя реакция – «не верю». Фаза шока – внутренняя реакция – «не верю». Фаза острого горя – от 3 дней до 6-7 недель. Фаза острого горя – от 3 дней до 6-7 недель. Фаза остаточных толчков (реорганизации) Фаза остаточных толчков (реорганизации) Фаза завершения ( последнее «прощай») до года. Фаза завершения ( последнее «прощай») до года.

Основные симптомы ПТСР (в отсроченной и хронической стадии) (в отсроченной и хронической стадии) у детей разного возраста

дошкольный и младший школьный возраст 4-7 лет физиологическиеэмоциональныекогнитивныеповеденческие Нарушения сна: частые просыпания, Кошмары.ЭнурезЭнкопрез Боли в животе Генерализированный страх Недостаточность речевых выражений беспокойства – избирательный отказ от речи, «немые вопросы». Страхи засыпания, темноты и др. Тревоги, связанные с непониманием смерти, фантазии о «лечение от смерти», ожидания, что умершие могут вернуться, напасть. Агрессивность Познавательные трудности, проявляющиеся в непонимании. Приписывание воспоминаниям о травме магических свойств. Трудности распознавания собственных беспокойств. Беспомощность и пассивность в привычной деятельности. Повторяющиеся проигрывания травмы. Тревожная привязанность (цепляние за взрослых, нежелание быть без родителей). Регрессивные симптомы (сосание пальца, лепетная речь) Нарушения общения Трудности адаптации к коллективу.

Младший школьный и ранний подростковый 8-11 лет Младший школьный и ранний подростковый 8-11 летфизиологическиеизмененияэмоциональныеизменениякогнитивныеизмененияповеденческиеизменения Нарушения сна. Боли в животе. Головные боли. Тошнота.Рвота. Расстройство стула. Частое мочеиспускание Поглощенность собственными действиями во время события: озабоченность своей ответственностью и/или виной. Специфические страхи, запускаемые воспоминаниями или пребыванием в одиночестве. Страх быть подавленным собственными переживаниями. Пристальное внимание к состоянию родителей, страх расстроить их своими тревогами. Страх и чувство измененности, вызванное собственными реакциями горя, страх призраков, привидений. Нарушения внимания. Нарушения памяти. Трудности при обучении. Пересказы и проигрывания событий (травматические игры), искажение их картины и навязчивая детализация. Забота о своей и других людей безопасности. Нарушение или нестабильное поведение (например необычно агрессивное или безрассудное поведение, негативизм). Забота о других жертвах, их семьях.

Подростковый и ранний юношеский лет Физиологическиеизменения Эмоциональные изменения когнитивныеизмененияповеденческиеизменения Нарушения сна. Боли в животе. Головные боли. Тошнота.Рвота. Расстройство стула. Частое мочеиспускание. Тремор.Тики. Стыд и чувство вины. Страх казаться ненормальным. Жажда мстить и построение планов мести. Острое чувство одиночества. Чувство уязвимости. Нарушение концентрации внимания, рассеянность. Нарушения памяти. Осмысление своих страхов, «Срывы» в алкоголизацию, наркотизацию, секс, противоправное поведение. Опасный стиль жизни. Разрушающее или рискованное поведение. Резкие изменения в межличностных отношениях. Преждевременное вхождение во взрослую жизнь (уход из дома, школы, ранний брак).

СтадияОсновные симптомыОсновные психокоррекционные методыСамопомощьПомощь родных и близких I стадия (острая) Расстройство сна; Вздрагивания, по­ дергивания; Тошнота; Повторные пере­живания события; Страх; Обвинения и др. Дебрифинг; ГипнотерапияОзнакомление лиц с ПТСР с навыками ока­зания самопо­ мощи Ознакомле­ние членов семьи с принципами оказания по­мощи при ПТСР II стадия (хроничес кая) Нарастание трево­ги (жажда возмез­дия, отмщения); Избегание мест/ситуаций на­ поминающих 0 травме; Семейные пробле­мы; "уход от действительности" (алко­голь, наркотики, секс); депрессия; "флэшбеки"; страхи и др. Постоянные мысли о случившемся; Неспособность работать / скон­центрироваться Рассеянность и др. Методика систе­матической де­сенсибилизации; flooding- терапия; метод эмотивного воображения; метод имплозии; различные мето­дики релаксации; метод парадок­сальной интен­ции; метод иммерсии; метод фединг; тренинги умений; арттерапия; танцевальная те­рапия; психологические ролевые игры; сказкотерапия. Работа с мета­форами, парадок­сами Когнитивные техники: терапия фиксиро­ванной роли; РЭТ; дегенерализации; сократовский диалог; заполнение пус­тоты; реатрибуция; децентрализация; переформулиро­вание Формирование устойчивых на­выков оказания самопомощи на данном уровне развития ПТСР Организация и проведение групповых занятий с це­лью форми­рования на­выков взаи­мопомощи III стадия (отсрочен ная) Устойчивое прояв­ление всех сим­птомов ПТСР; углубление депрес­сии; флэшбеки; ночные кошмары; хронические физи­ческие недомога­ ния; уход от действи­ тельности и др. В основном те же, что и на II стадии, но психо­ коррекция долж­на проводиться на более углублен­ ном уровне Обучение на­выкам оказания самопомощи на данном уровне развития ПТСР Групповые занятия, на­ правленные на формиро­ вание навы­ков помо­ гающего по­ведения