Профилактика подросткового суицида Королева Н.А.
Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть – а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь…
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни) Суицидальное поведение – это проявление суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки покушения. Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
Типы суицидального поведения: Демонстративное поведение; Аффективное суицидальное поведение; Истинное суицидальное поведение.
Динамика развития суицидального поведения. Первая стадия – формирование суицидальных мыслей. Вторая стадия – суицидальные замыслы. Третья стадия – суицидальная попытка.
Причины суицидов. 1.Несформированное понимание смерти. 2.Ранняя половая жизнь. 3.Дисгармония в семье. 4.Саморазрушаемое поведение. 5.Реакция протеста. 6.Депрессия.
Группа риска. Предыдущая попытка суицида. Суицидальные угрозы. Аутоагрессия. Суициды в семье. Алкоголизм. Хроническое употребление наркотиков и токсических препаратов. Аффективные расстройства. Хронические и смертельные болезни. Тяжелые утраты. Семейные проблемы.
Признаки эмоциональных нарушений. потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней, частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость), необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду, постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти, ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие, уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека «одиночку», нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы, погруженность в размышления о смерти, отсутствие планов на будущее, внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.
Внешние проявления: тоскливое выражение лица (скорбная мимика); тихий монотонный голос, замедленная речь; краткость ответов, отсутствие ответов; ускоренная экспрессивная речь; общая двигательная заторможенность, бездеятельность,, двигательное возбуждение; стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия; эгоцентрическая направленность на свои страдания.
Черты подросткового суицида. суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе); конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий; суицидальный поступок воспринимается в романтически- героическом ореоле; суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»; суицидальное поведение регулируется аффектом; средства самоубийства выбраны неумело.
Признаки готовящегося самоубийства. Приведение своих дел в порядок раздача ценных вещей, упаковывание. Прощание. Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни. Внешняя удовлетворенность прилив энергии. Письменные указания (в письмах, записках, дневнике). Словесные указания или угрозы. Вспышки гнева у импульсивных подростков. Потеря близкого человека, за которой следуют вышеперечисленные признаки. Потеря дома. Бессонница.
Правила ведения беседы. -внимательно слушать собеседника; - правильно формулировать вопросы; - не выражать удивления от услышанного; - не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна,; - постараться изменить романтическо- трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти; - не предлагать неоправданных утешений,; - привести конструктивные способы ее решения; - одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Антисуицидальные факторы личности. - эмоциональная привязанность к родным и близким людям; - выраженное чувство долга, обязательность; - концентрация внимания на состоянии собственного здоровья; - религиозные и социальные табу, связанные с проблемой смерти и самоубийства; - учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих; - наличие актуальных жизненных ценностей, целей; - проявление интереса к жизни; - убеждения о неиспользованных жизненных возможностях; - планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни; - наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов; - наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении; - психологическая гибкость и адаптированность; - неуверенность в надёжности выбранного способа самоубийства; - негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
Для формирования антисуицидальных установок следует: - постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями; - вселять уверенность в свои силы и возможности; - внушать оптимизм и надежду; - проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием; - осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.