Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов обучения Подготовила учитель начальных классов МОУ лицея 4 г. Данкова Погребная О. В.
Как должен быть построен процесс дифференцированного обучения, чтобы учитель реально мог учесть особенности и возможности своих учеников? Принципиальным основанием такого процесса должна быть педагогическая диагностика.
ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА O Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют : – определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков ; – выявить характер трудностей ученика и установить их причины ; – установить уровень овладения учебной деятельностью ; – оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Диагностика успешности обучения - обязательное условие работы учителя сегодня O с учетом изменившихся приоритетных целей начального образования важно еще раз осмыслить, с какой целью, что и как необходимо контролировать и оценивать в начальной школе ; O необходимо сместить акценты с контроля соответствия знаний, умений, навыков учащихся на контроль индивидуальной динамики продвижения каждого ученика ; O контроль должен быть совместной деятельностью учителя и ученика, учащиеся должны быть полноправными субъектами контролирующей деятельности. Одним из проявлений такой деятельности должно быть самооценивание продвижения по предмету ; O необходимо существенно усилить диагностическую функцию контроля, использовать результаты контроля как основу дифференцированной работы по предмету.
Педагогическая диагностика позволяет определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков Три уровня усвоения содержания ставят задачу проверки воспроизведения знаний, применения знаний в знакомой ситуации, применения знаний в незнакомой ситуации. Под качественным усвоением понимается не репродуктивный уровень ( ученик действует только в соответствии с инструкцией, по усвоенному образцу ), а умение учащегося самостоятельно осуществлять поиск решения, применить нестандартный способ действия, использовать приобретенные знания самостоятельно и творчески ; осуществлять поиск дополнительной информации в соответствии с поставленной учебной задачей.
Педагогическая диагностика позволяет выявить характер трудностей ученика и установить их причины Задания позволяют определить, связаны ли трудности с пробелами в знаниях, при этом выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, определённо указывает, в чём ошибочность рассуждений ученика, или же трудности связаны с неумением учащегося применять имеющиеся знания, удерживать необходимую последовательность действий. Выявление причин устойчивых ошибок учеников путём конкретизации характера возникающих затруднений при выполнении заданий помогают наметить пути устранения вскрытых причин.
Педагогическая диагностика позволяет оценить изменения, происходящие в развитии учащихся Выполнение заданий педагогической диагностики позволяет судить о шаблонности или оригинальности, о гибкости мышления учащихся. Часть заданий связана с определением уровня ряда мыслительных операций, таких как классификация, группировка, с проведением сравнения, обобщения, с поиском нескольких возможных способов решения, с распознаванием задачи, не имеющей решения. Задания позволяют увидеть, способствует ли обучение продвижению в общем развитии, происходят ли изменения в математическом и языковом развитии.
Каждая диагностическая работа включает в себя разные по форме задания : задания с выбором ответа ( выбор одного из предложенных вариантов ответа имеет качественную характеристику, он определенно указывает, в чем ошибочность рассуждений ученика ), задания с кратким ответом, задания на классификацию, задания на установление соответствия. Виды заданий в диагностических работах
Оценивание выполнения заданий педагогической диагностики В интерпретации результатов применяется сочетание качественного и количественного подходов. O Подчеркни слова, которые соответствуют схеме ¬ пригорок поход подруга мальчик кафеполяна 0 баллов – выбрано одно и более слов, несоответствующих схеме, правильные слова не отмечены или кроме слова, соответствующего схеме, выбрано более двух неправильных. 1 балл – выбрано одно из слов, соответствующих схеме, и одно слово, которое не соответствует схеме. 2 балла – отмечено только одно из двух слов, соответствующих схеме ( поход или подруга ), неправильных выборов нет. 3 балла – задание выполнено правильно : отмечены слова поход, подруга.
Педагогическая диагностика направлена на оценку следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования O - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления ; O - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера ; O - умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации ; определять наиболее эффективные способы достижения результата ; O - умение понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности ; O - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
11 Задание для педагогической диагностики Первое педагогическое обследование(сентябрь) Задание 1 Задание2 Задание 3 Задание 5
Задание для педагогической диагностики Первое педагогическое обследование (сентябрь) Задание 6 Задание 7 Задание 8
1) Задание «Проводи кошку к шалашу»: спустись с кошкой вниз на 6 клеточек. 2)Задание «Проводи кошку в гости к королю»: спустись с кошкой вниз на 4 клеточки, поверни направо и пройди еще 1 клеточку.
У кого больше всех грибов? У кого меньше всех? У кого поровну? У кого больше – у Пети или Маши? На сколько больше?
Разложи карточки «Буквы, знаки, цифры, слова, картинки»
16 O критерии достижения – планируемые результаты ; O оценка предметных, метапредметных, личностных результатов ; O оценка способности решать учебно - практические задачи ; O сочетание внутренней и внешней оценки O комплексный подход : использование O стандартизированных работ ( устных, письменных ); O нестандартизированных работ : проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др. O уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов ; O накопительная система оценки индивидуальных достижений ; O использование персонифицированной и неперсонифицированной информации ; O интерпретация результатов на основе контекстной информации Cистема оценки: основные особенности
Итоговая комплексная работа, 1 кл.
19 Система оценки : портфолио Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини - исследования и мини - проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио -, фото - и видео - материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физкультура видео - материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии Примерный состав портфолио 1.Выборки детских работ 2.Результаты стартовой диагностики 3.Материалы текущей оценки: листы наблюде- ний, оценочные листы 4.Результаты и материа- лы тематических работ 5.Результаты и материа- лы итогового контроля 6.Достижения во внеучеб- ной деятельности
Результаты стартовой диагностики учащихся 1 класса
Результаты диагностики учащихся 1 класса 17 декабря 2010 года
Результаты диагностики по математике 1 класс (28 апреля)