Художественное время. Урок литературы Класс СОШ 86 Учитель - Джангалиева С К.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Э.Грабарь «Февральская лазурь» А.Степанов «Цугом»
Advertisements

Александр Сергеевич Пушкин «7 сентября. « Бесы »
Зайцева М.К. МОУ Нехаевская СОШ А.С.Пушкин Поэтические картины зимы.
РОДНОЕ НАРОД РОДНЯ ПРИРОД А РОДНИК РОДИНА С Сердце русское простое Слышно в песни ямщика Ч Чувство русское простое Слышно в песнях ямщика Что-то слышится.
Однородные члены предложения Урок-путешествие для учеников 5 класса Презентацию подготовила Щибря Галина Петровна, учитель русского языка и литературы.
Мир русской природы в стихотворениях А. С. Пушкина Сравнительный анализ зимних пейзажей.
Урок подготовила М.А.Игумнова, учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории.
Родная природа XIX века. Работу выполнили : учащиеся 6 Б класса Руководитель группы Орлова Елена.
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней,скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный.
Русский язык 4 класс, часть 2 У рок 12 Тема: Глаголы: спряжение Двадцать первое февраля.
Что означает выражение «Не подпускать на пушечный выстрел»? Так говорят о человеке, с котором лучше не иметь дела. 4.
«Прилагательное – прозрачный плащ, опутывающий существительное, расцвечивающий глазурью». Шарль Бодлер.
Слова какой части речи добавлены?. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней,скучной Тройка.
Времена года в поэзии А.С. Пушкина. ОсеньЗимаВеснаЛето.
Винительный падеж имён существительных. ТЕМА:. По каким признакам можно сгруппировать эти слова? картофельобъяснил вкусный помидор огурецкрасныйизъявил.
Склонение имен прилагательных во множественном числе.
«Звезда Пушкина, звезда Тукая». Хәзрәти Пушкин вә Лермонтов әгәр булса кояш, Ай кеби нурны алардан икътибас иткән бу баш.
Урок – путешествие « КОЛЕСО ИСТОРИИ » Историческая основа и история создания повести «Капитанская дочка»
Урок литературы в 9 классе М.Ю.Лермонтов- Абай «Созвучие звуков, чувств и дум» Учитель Ескалиева Венера Кабиевна.
Автор работы: Алферов Данил Андреевич, 10 лет, МАОУ СШ 51.
Транксрипт:

Художественное время. Урок литературы Класс СОШ 86 Учитель - Джангалиева С К

Цель и задачи урока: Цель: Изучение теоретического материала по теме «Художественное время». Задачи: Углубить представление о литературе как об авторском искусстве слова; ввести понятие художественного пространства и времени; познакомить учащихся с основами моделирования художественного мира. Осуществлять нравственное, эстетическое, экологическое и другие виды воспитания, используя тексты художественных произведений; показать, что литература человекоцентрична, ибо в центре внимания писателя всегда оказывается человек, его мысли, переживания, его взаимоотношения с окружающим миром. Сформировать навыки чтения, понимания, анализа и истолкования художественного текста и художественного мира литературы; развивать познавательный интерес к предмету

Время – самое драгоценное из всех средств. Теофраст.

Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрётся И общей не уйдёт судьбы. Г. Державин

человек Компоненты художественного мира Картины художественного пространства Движение художественного времени Действия и события Образы ощущения Образы – переживания Цвето- образы Образы- запахи Образы фауны Вкусовые образы Образы- звуки Образы- мысли Образы- вещи Образы флоры

Характеристика основных видов художественного времени Художественное время Сновидное время Фантастическое время Время человеческой жизни Мифологическое время Циклическое время Линейное время Бытовое время Вечность Историческое время

Прием нарушения линейной последовательности Приемы Художественного времени Ретардация – замедление Стяжение – сжатие Прием пунктирного времени

Как строить модель художественного времени (ХВ) Моделирование ХВ – мысленное представление особенностей передачи процесса движения времени в тексте и фиксация своего понимания в виде описания, схемы, рисунка, таблицы.

Алгоритм моделирования 1. Разметка художественного текста: выделить Существительные Называют отдельные единицы времени(час, месяц, год, день, ночь, весна, лето и т.д.) Числительные Указывают на длительность течения времени, датируют события Глаголы Позволяют определить особенности линейного времени, соотнесённость настоящего, прошедшего и будущего. Наречия и прилагательные Определяют особенности движения времени (быстро, вдруг, долго)

Алгоритм моделирования (продолжение) 2. Сбор информации 3. Первый этап осмысления Определение видов ХВ Соотнесённость линейного и циклического времени Выявление основных приемов передачи движения времени 4. Второй осмысления: Соотнесённость ХВ и сюжета Соотнесённость ХВ и пресонажей Мысленное построение темпоральной модели. 5. Представление модели ХВ в виде схемы, таблицы, рисунка

Художественное время в стихотворении А. Пушкина «Зимняя дорога». 1. Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. (настоящее время)

2. По дороге зимней, скучно Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. (линейный хронотоп) (однообразное течение времени)

3. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... (протяженность времени через соотнесённость дороги, звуков колокольчика и песен).

4. Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне... (все то же настоящее время)

5. Скучно, грустно... Завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. (будущее время – завтра)

6. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. (круг времени – перенос из настоящего в ту же точку завтрашнего суточного цикла)

7. Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик. (настоящее время как продолжающееся)

А. Пушкин. «Зимняя дорога». Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне... Скучно, грустно...Завтра, Нина, Завтра к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит. Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.

Абай Кунанбаев (1845 – 1904 гг)

Абай Кунанбаев - казахский писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой.

В истории казахской литературы Абай занял почётное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами ирифмами. Он ввёл новые стихотворные формы: восьмистишья, шестистишья и другие.размерамирифмами Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер»). Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих», перевод Марии Петровых) стала народной.Марии Петровых

Художественное время в отрывке из стихотворения Абая Поэзия –властитель языка, Из камня чудо высекает гений. Теплеет сердце, если речь легка, И слух ласкает Красота речений. (настоящее время)

А если речь певца засорена Словами, чуждыми родному духу, – Такая песня миру не нужна, Невежды голос люб дурному слуху. (всё то же настоящее время, соотносящееся с вечными проблемами добра и зла )

Остальные строки стихотворения попробуйте разобрать самостоятельно в группах: Коран с хадисом славны вязью слов, В них мысль узорно вплетена в реченья. Когда б не рифмы, не соблазн стихов, Пророки бы молчали, без сомненья. Молящийся в мечети мудрый муж, Ученые, чьи в полночь пылки споры, - Все любят красноречие. Кому ж Не любо ткать словесные узоры? К стихам стремятся смертные равно, Но лишь избранника венчают славой, Того, чьей мысли золотой дано Блистать стиха серебряной оправой. На старых биев нынче погляжу: Пословицами речь отягощали. Иных певцов глупцами нахожу – Из мусора стихи они слагали. В толпе с кобызом пели и с домброй, Хвалили всех, скитаясь по дорогам. Бродили попрошайками порой, Позоря песню, проклятые богом. Бродяга за подачку расточал Душевный жар свой, теша встречных лестью. На стороне чужой, ценой похвал, Он добивался невысокой чести…

Домашнее задание Освоить ключевые термины темы 22 «Художественное время»; Составить рабочий словарик; Выполнить 9 задание; По ключевым терминам составить тестовые задания.

Список литературы: 1.В.В.Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З.Шашкина. Русская словесность: мир художественной литературы. А., Атамура, В.В.Савельева,Г.Г.Лукпано ва, Г.З.Шашкина, И.Р.Махракова. Русская словесность. Хрестоматия: для 7 класса общеобразовательной школы. А., Атамура,2007 Абай Кунанбаев. Избранное (серия «Мудрость веков»), Москва, Русский раритет, «Двадцать стихотворений Абая» (все известные их переводы, сост. и пер. М. Адибаев), Алматы, 2005 Список произведений Пушкина : материал из Википедии свободной энциклопедии