24.09.20121 ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПОВ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ И КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Ермакова Ирина Васильевна Даниленко Ольга Васильевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности проведения стартовой диагностики у первоклассников Каттай Е.А. Учитель начальных классов.
Advertisements

Сопровождение введения ФГОС ГОУ ЦО учебный год Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Результаты исследования готовности первоклассни ков к обучению в школе. ГБОУ СОШ 1073 Психолог Фридман Л.В.
МБОУ СОШ 152. Показатели готовности к обучению в начальной школе психофизиологическая и интеллектуальная зрелость; сформированность предпосылок овладения.
Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе 1-й этап ( уч.г.)
Сопровождение введения ФГОС Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.
Психологическое сопровождение введения ФГОС. Результаты исследования готовности первоклассников к обучению в школе.
Семинар по организации и проведению исследования готовности первоклассников Ямало-Ненецкого автономного округа к обучению в школе (10-11 сентября 2012.
Ковалева Г.С., зав. Центром оценки качества образования ИСМО РАО Апробация системы оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных.
Сопровождение введения ФГОС НОО: готовность первоклассников к обучению и мониторинг достижения планируемых результатов Ладыгина С.А., начальник отдела.
Психологическое сопровождение введения ФГОС в начальной школе. Педагог-психолог МАОУ «Гимназия им.Н.В. Пушкова» Максимова Е.А.
Региональный и школьный уровень. Входная диагностика 1 класс Оценка готовности 1-классников к школе.
Оценка готовности ребенка при поступлении в школу.
«Результаты мониторинга образовательных достижений первоклассников в конце учебного года» Родительское собрание «Результаты мониторинга образовательных.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Интерпретация профилей первоклассников и рекомендации по использованию результатов в образовательном процессе.
естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам. Адаптация.
Диагностика готовности к обучению в школе, как условие успешной адаптации первоклассников ГБОУ Школа 814 СП учебный год.
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Адаптационный период первоклассников Материал к педагогическому консилиуму Педагог-психолог: Титкова О.В.
Транксрипт:

ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПОВ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ И КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ Ермакова Ирина Васильевна Даниленко Ольга Васильевна

ВВЕДЕНИЕ Поступление в школу – особый этап в жизни ребенка: происходит резкое изменение жизненных стереотипов, которое заставляет организм ребенка работать в усиленном режиме и часто на пределе возможностей.

Адаптационный синдром целостная реакция в ответ на резкие изменения жизненных стереотипов, протекающая на уровне всех систем: на организменно-физиологическом уровне, так и на социально- психологическом, личностном уровнях.

Отношение взрослых Взрослые чаще всего не понимают серьезности проблемы адаптации для детей. В результате часто вместо помощи и поддержки ребенок получает дополнительную нагрузку в виде ужесточения правил поведения.

Социально-психологическая адаптация Направлена на установление адекватного взаимодействия личности и социальной среды. Цель адаптации – приспособление личности к социальной среде. Является одновременно и процессом овладения новыми способами поведения, и результатом целенаправленной деятельности Затрагивает всех детей без исключения. Дезадаптация на этом этапе может привести к тяжелейшим последствиям для ребенка.

Социально-психологическая адаптация Проблемы, возникающие на этапе вхождения в школьную жизнь, имеют тенденцию к хроническому течению

Психологическая готовность к школьному обучению Необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства Тематика хорошо разработана рядом блестящих психологов.

Вопрос: Почему в школе такое количество проблем у первоклассников, которые считались готовыми к школьному обучению?

Неотложная задача СОЗДАНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С УЧЕТОМ ПРОТЕКАЮЩИХ ПРОЦЕССОВ АДАПТАЦИИ

ЭТАПЫ работы в 2007 – 2008 учебном году: 1. Оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения (конец сентября 2007 г.) 2. Оценка успешности первоклассников в конце учебного года (май 2008 года)

Особенности представления материала: Были исключены «отягощающие» дискуссию факторы. Подробно представлена операциональная составляющая проекта.

Особенности проекта: Одновременное рассмотрение ситуации с позиций большинства участников образовательного процесса: детей, учителей, родителей. Комплексность исследования. Основной подход основан на оценке адаптационного потенциала ребенка Использование современных технологий сбора и обработки данных

Принципы, лежащие в основе проекта: В первый класс школы приходит учиться не сам по себе ребенок, но вся его семья – его группа поддержки. Для детей этого возраста референтны как родители, так и учитель. Поэтому на первом этапе особенно важны согласованные действия учителя и представителей семьи. У каждого ребенка есть резервы адаптации и риски дезадаптации.

Критерии социально-психологической адаптации школьника: Эффективность учебной деятельности Успешность в сфере общения Эмоциональное благополучие школьника Усвоение школьных норм поведения.

Схема социально-психологической адаптации школьника Успешность учебной деятельности Эмоциональное благополучие Коммуни- кативная успешность Усвоение школьных норм пове- дения

Схема нарушений социально- психологической адаптации школьника Неуспешность учебной деятельности Эмоциональное Неблагополучие Затруднения в коммуникативной сфере Нарушение школьных норм пове дения

Оценка процесса адаптации: через анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования; через восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе); через восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).

Продуктивная деятельность ребенка: 1. Нарисуй человека 2. Графический диктант 3. Образец и правило 4. Первая буква 5. Домики

Взгляд учителя: 1. Карта первоклассника (заполняется учителем на каждого ребенка класса) 2. Анкета учителя

Взгляд родителя: Анкета для родителя

Индексы рисков адаптации Учебные Коммуникативные Эмоциональные проблемы Психофизиологическая незрелость Тревожность Перевозбуждение

Риски Учебные 9Не готов по чтению 10Не готов по письму 11Не готов по счету Коммуникатив- ные 20Боится задать вопрос учителю 21Не понимает дистанцию с учителем 32 Его не выбирают при разбиении на пары Эмоциональные проблемы 25 Производит впечатление ребенка, которого все обижают 27Может заплакать 28Говорит, что хочет домой или к маме 29Ходит грустный

Риски Психо- физиологи- ческая незрелость 14 На уроке часто отвлекается 16 Ходит по классу во время урока 17 Пристает к одноклассникам 18 Не может спокойно сидеть на уроке 22 Опаздывает на уроки Тревожность 26 Очень огорчается, если не выходит задание 31 Сторонится ребят Пере- возбуждени е 15 На перемене очень возбужден 23 Имеет неопрятный вид 24 Участвует в драках

Дополнительно были использованы: Тест Рисунок; Тест Диктант; Тест Образец и правило; Тест Первая буква; КАРТА Группа здоровья КАРТА Жалобы на здоровье (Психосоматика, 33); КАРТА Речь без дефектов или заикания ( 13); КАРТА Мотивация к учению ( 12 – Хочет учиться); КАРТА Активность на уроке ( 30 ).

Категории типов адаптационного потенциала: высокий адаптационный потенциал (с преобладанием ресурсов адаптации над рисками); неустойчивый адаптационный потенциал (ресурсы и риски находятся в неустойчивом равновесии, имеются «зоны напряжения адаптации»); сниженный адаптационный потенциал (факторы риска преобладают над ресурсами, то есть у детей этой группы высокий риск развития выраженных дезадаптивных реакций).

Параметр Количество детей в кластере Рисунок Графический Диктант Образец и правило Первая буква Группа здоровья Отсутствие жалоб на здоровье Хорошие учебные навыки Хорошие навыки общения Эмоциональная стабильность Хороший самоконтроль Низкая тревожность Уравновешенность поведения Речь без дефектов Хочет учиться Активен на уроке

Параметр Рисунок Графический Диктант Образец и правило Первая буква Группа здоровья Отсутствие жалоб на здоровье Хорошие учебные навыки Хорошие навыки общения Эмоциональная стабильность Хороший самоконтроль Низкая тревожность Уравновешенность поведения Речь без дефектов Хочет учиться Активен на уроке Количество детей в кластере % детей в кластере

Параметр Рисунок Графический Диктант Образец и правило Первая буква Группа здоровья Отсутствие жалоб на здоровье Хорошие учебные навыки Хорошие навыки общения Эмоциональная стабильность Хороший самоконтроль Низкая тревожность Уравновешенность поведения Речь без дефектов Хочет учиться Активен на уроке Количество детей в кластере

Кластер N % от опрошен ных % от ответив ших % накопленн ый ,832, ,014,046, ,92,449, ,86,155, ,411,867, ,94,972, ,74,776, ,72,178, ,610,989, ,55,695, ,64,6100,0 Итого ,0100,0 Пропущенные ,0 Итого ,0

ФОРМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ШКОЛАМ

СПАСИБО! СПАСИБО!