L/O/G/O Чернобай Е.В., к.п.н., доцент, проректор по научной работе Чернобай Е.В., к.п.н., доцент, проректор по научной работе Опыт Педагогической академии последипломного образования по научно-методическому сопровождению введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Московской области
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации до 2020 года Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
3 Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа» 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ
Современные требования к профессионализму учителя Умения строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися новых образовательных результатов, в соответствии с их возрастными особенностями: конструировать содержание, методы и технологии обучения на основе деятельностного подхода; использовать разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся; разрабатывать планы уроков, позволяющие строить индивидуальный маршрут учащихся, через организацию групповой работы; использовать стратегии проектного, модульного обучения, методически обусловленные возрастными и личностными особенностями школьников; разрабатывать формы оценки новых образовательных результатов (как предметных, личностных и метапредметных); проектировать и осуществлять профессиональное самообразование: использовать средства ИКТ для организации собственной профессиональной (педагогической и исследовательской) деятельности.
НОВАЯ ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ НОВОЕ ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НОВЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Новая формула выстраивания траектории обучения Планируемые образовательные результаты Соответствующие им виды учебной деятельности Необходимые средства обучения (в частности, средства ИКТ) для реализации учебной деятельности
Одна из главных составляющих Стандарта, без которой немыслимо успешное внедрение новых стандартов в школу, – это подготовка кадров.
Качество подготовки учителя должно оказывать положительное влияние на качество подготовки ученика В целях повышения качества подготовки учителя необходимо повышать уровень подготовки тех, кто его учит
упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятельностного подхода; сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока; отсутствие готовности руководителей ОУ и педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС; традиционный подход руководителей ОУ к анализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя; отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования (БУПа, программы отдельных учебных предметов, курсов и др.) Основные трудности педагогических работников на этапе введения ФГОС
ограниченность времени для формирования готовности значительного контингента работников образования к введению ФГОС; сложность планирования и организации повышения квалификации большого объема работников образования; сложность синхронизации подготовки всех субъектов образовательного процесса к введению ФГОС (учитель, психолог, руководитель ОУ и т.д.) в процессе повышения квалификации; дефицит кадрового обеспечения системы методического обеспечения введения ФГОС на уровне муниципалитетов 10 Проблемы системы повышения квалификации работников образования на этапе введения ФГОС
г. Научно- методическое сопровождение ЕГЭ Научно- методическое сопровождение процесса введения ФГОС Мониторинг педагогического образования Деятельность Регионального научно-методического центра содержания образования
Виды деятельности специалистов Педагогической академии по сопровождению Стандарта Организационно-нормативное сопровождение (документы, экспертиза готовности школ к введению Стандарта, анализ срезовой работы) Педагогическое сопровождение (курсы) Научно-методическое сопровождение (конференции, семинары) Разработка программ, методических рекомендаций
Результаты системной деятельности Педагогической академии
Мониторинг эффективности введения Стандартов в образовательные учреждения Московской области в октябре-ноябре 2010 г. изучалось ресурсное обеспечение образовательных учреждений в ходе экспертизы готовности ОУ к введению Стандартов; в марте 2011 г. изучалась организация внеурочной деятельности.
Форма мониторинга
Направления внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное 21% общеинтеллектуальное 17% общекультурное16% социальное 7% духовно-нравственнное7%
художественно-эстетическое16% общественно-полезное11% проектная деятельность7% научно-познавательное3% социально-педагогическое, военно-патриотическое, экологическое, краеведческое, проблемно-ценностное, досугово-развлекательное Направления внеурочной деятельности (указать, если «другое»)
Способы организации внеурочной деятельности
Кто проводит внеурочные занятия?
Результаты мониторинга определили ряд проблем затруднения в выборе форм внеурочной деятельности в соответствии с существующими ресурсами; ограничение организации внеурочной деятельности внутришкольными ресурсами и незначительное использование социального партнерства; трудности в прогнозировании организованной в школе внеурочной деятельности.
Модели организации внеурочной деятельности в соответствии с типами школ Сельские, малокомплектные (Организация детей - полным класс-комплектом. Учитель начальных классов, педагог- предметник, воспитатель в ГПД) Школы городов (Организация детей - группами детей, либо индивидуально. Учитель начальных классов, педагог-предметник, воспитатель в ГПД, приглашенный специалист) Лицеи и гимназии (Организация детей – группами. Учитель начальных классов, педагог-предметник, воспитатель в ГПД, приглашенный специалист) Любой (Организация детей - группами детей, либо индивидуально. Учитель начальных классов, педагог-предметник, воспитатель в ГПД, приглашенный специалист).
Определены единые организационные подходы к введению Стандарта на муниципальном уровне Приказ о переходе образовательных учреждений города (района) на ФГОС Создание координационного органа (совет, центр…), обеспечивающего нормативно – правовое, организационное и информационное сопровождение введения ФГОС. Распределение обязанностей по направлениям работы между членами координационного совета (положение) Создание рабочих групп по направлениям работы. В состав групп включить представителей ОУ города (района). Составление плана – графика введения ФГОС в городе (районе)
Определены единые организационные подходы к введению Стандарта на муниципальном уровне Разработка пакета нормативных документов, необходимых ОУ для перехода на ФГОС Организация и финансирование обучения педагогических работников (руководителей ОУ, заместителей директоров ОУ, учителей) города (района) по ФГОС Распоряжение о создании рабочих групп и разработки планов введения стандарта в ОУ Анализ возможностей организации внеурочной деятельности в ОУ города (района) Создание конфликтной комиссии
Определены единые организационные подходы к введению Стандарта на муниципальном уровне Организация информационного сопровождения введения ФГОС в городе (районе): Создание странички на сайте Управления образованием Освещение вопросов ФГОС в прессе Проведение круглых столов с участием представителей прессы, общественности (родителей, членов попечительских советов) Участие в родительских собраниях и других мероприятий для родителей будущих первоклассников Организация контроля за исполнением плана введения ФГОС на уровне города (района)
L/O/G/O Спасибо за внимание!