Психофизиологические особенности детей 6-7 лет
Психологические особенности Аспекты развития ребенка, которые влияют непосредственно на его состояния, процессы, свойства. Характеристика познавательных процессов и мотивационной сферы, которая практически руководит поведением ребенка Характеристика ведущей деятельности, самосознания ребенка в этот период.
Физиологические особенности созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного поведения, планирования и выполнения программ действий. возникновение подвижности нервных процессов, отмечается большее равновесие процессов возбуждения и торможения
Составные компоненты психологической готовности к школе Личностная или мотивационная готовность Интеллектуальная готовность Волевая готовность
Главные новообразования учебная деятельность становится ведущей сформированность внутреннего плана действий формирование произвольности развитие рефлексии развитие познавательных процессов (особенно памяти, восприятия)
Возрастной состав учащихся
Методика Керна-Иерасека (школьно-необходимые навыки)
Методика Банкова (психосоциальная зрелость)
Особенности адаптационного периода детей
Этапы адаптационного периода Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов: Первый этап ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится 2-3 недели. Второй этап неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижаются, бурная реакция начинает затихать. Третий этап период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Группы детей по адаптации При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение 1-й четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение 1-о полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.
Стартовые замеры
Программа внеурочных занятий Занятия по психологии «Психологическая азбука» Аржакаевой, Вачкова (психические процессы, внутренний мир) Развивающие занятия по «Психологическому развитию» Локалова (развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, воображения)