Здоровьесбережение в образовательном процессе
Здоровье школьников МОУ СОШ 17
Что такое здоровье? ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
ЗДОРОВЬЕ Психическое Физическое Духовное, нравственное
Психологическое здоровье школьников, как одно из главных условий образовательного процесса
11 эстети ческие потребности в знаниях самоактуализация потребность в уважении потребности в привязанности и любви потребности в безопасности и защите физиологические потребности Пирамида потребностей А.Маслоу Здоровье – следствие полной удовлетворенности основных потребностей человека
Что значит быть психологически здоровым человеком? А. Маслоу выделяет несколько понятий, характеризующих психически здорового человека: человечность; уверенность в себе; самообладание; потребность в знаниях; потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно). 12
Критерии психологического здоровья: 1.Соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности, а характера реакций – внешним раздражителям и значению жизненных событий. 2.Адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности. 3.Адаптивность в микросоциальных отношениях. 4.Способность самоуправления поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении. 13
Что оказывает влияние на психологическое здоровье учащихся?
Психологическое здоровье младших школьников.
Психологическое состояние классных коллективов; Психологическое состояние школьника в семье; Психологическое состояние на уроке (уровень педагогических коммуникаций с точки зрения школьника, уровень педагогических коммуникаций с точки зрения педагога); Эмоциональное состояние учителя, педагогического коллектива; Также комфортность пребывания в школе. Психологическое здоровье среднего и старшего звена школы
Исследование классных коллективов
Исследование педагогического коллектива
Диагностика стилей педагогического общения
Модель активного взаимодействия «Союз» Cтиль активного взаимодействия «Союз». Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.
Модель негибкого реагирования «Робот» Модель негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности. Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.
Модель дикторская ("Монблан") Модель дикторская ("Монблан"). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению. Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.
Модель неконтактная ("Китайская стена") Модель неконтактная ("Китайская стена") очень близка по своему содержанию к первой. Разница з том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой- либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны – равнодушное отношение к педагогу.
Деловые качества
Нравственные качества
Творческие качества
Личностное отдаление
Психо-эмоциональное истощение
Профессиональная мотивация
Эмоциональное выгорание
Комфортность пребывания в школе
Ежегодно проводить мониторинг эффективности педагогических коммуникаций, изучению комфортности пребывания в школе; Закончить разработку начать реализацию программы по развитию личности учащихся 5-11 классов; Закончить разработку и начать реализацию программы, направленной на сохранение и укрепление профессионального здоровья педагога; Улучшить психологическую службу, введя компьютерное тестирование учащихся, их родителей и учителей; Продолжать работу над проектом «Комфортная школа»; Работа с родителями (разработка лекториев, работа со специалистами, тестирование родителей); Оборудование кабинета здоровья и организация постоянной работы в нем Создание банка классных часов, лекториев для пропаганды здорового образа жизни. Развитие валеологической культуры школьника. Выводы:
Будьте здоровы и всегда помните слова Сократа: «Здоровье не все, но все без здоровья - ничто».