О поддержке энергоэффективных проектов в России
Рабочая группа по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности энергосбережения До принятия Федерального закона «Об энергосбережении и энергетической эффективности», в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от года 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» в Общественной палате Российской Федерации была создана Рабочая группа по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения на территории Российской Федерации (далее – Рабочая группа). В течение 2009 года Рабочая группа активно участвовала в разработке общественных рекомендаций по проекту Федерального закона об энергосбережении После принятия закона осуществляет мониторинг и содействие региональным органам власти по его реализации В рамках Рабочей группы проходят заседания с участием представителей профильных федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций и представителей экспертного сообщества. Рабочая группа объединяет ведущих экспертов в области энергосбережения, имеет налаженные контакты с ведущими отечественными и зарубежными производителями энергоэффективного оборудования и технологий.
Функции Рабочей группы по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения: 1) Проведение общественной экспертизы проектов федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления. 3) Оказание информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах РФ. 2) Выработка рекомендаций органам государственной власти РФ при определении приоритетов в области государственной поддержки предприятий энергетического комплекса. 4) Взаимодействие с Общественными советами при федеральных органах исполнительной власти и органах власти регионального уровня.
Общественно значимые мероприятия В мае 2011 года Рабочая группа общественной палаты РФ совместно с ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Минэнерго России, заключили Соглашение о сотрудничестве. Целью которого является: продвижение энергоэффективного образа жизни и популяризация энергоэффективных технологий среди предприятий, организаций и населения; выявление возможностей для экономии энергии, поиск решений и программ, cсовместный анализ, а также разработка решений, по преодолению институциональных, экономических и других барьеров, которые препятствуют повышению эффективности использования энергии и энергосбережению; РГ активно сотрудничает с РСПП, Общественными советами ведомств и министерств, участвует в дискуссиях на интернет-порталах, организует конференции и форумы. Совместно с Департаментом образования г. Москвы, привлекает учащихся к энергосбережению и повышению энергоэффективности в школе, семье, доме, путем проведения семинаров и лекции. Участвует в разработки методических материалов.
Взаимодействие Рабочей группы с субъектами РФ. o Киров o Екатеринбург o Чита o Иркутск o Курск o Ярославль o Марий Эл o Брянск o Орел o Воронеж o Тверь o Иваново o Омск
Общественный контроль реализации закона об энергоэффективности субъектами Федерации и муниципальными образованиями. Проведенные встречи с руководителями субъектов Российской Федерации показывают, что многие региональные руководители, а в особенности муниципального уровня не осознают значения и важности задач повышения энергоэффективности и энергосбережения. Программы многих субъектов делаются формально (без указания конкретных проектов, источников финансирования, механизмов их реализации). Во многих субъектах и большинстве муниципальных образований до сих пор отсутствуют персонально ответственные за осуществление мероприятий в сфере энергосбережения и энергоэффективности. Регионы, а в особенности муниципальные образования, не чувствуют поддержки со стороны федеральных органов власти, не знакомы с методами и механизмами реализации закона, механизмами государственной поддержки. Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности до 2020 года» принята 27 декабря 2010 года Распоряжением Правительства РФ 2446-р. Если бы эта программа разрабатывалась после разработки региональных и муниципальных программ, и была бы обобщающим документом, то это было бы вполне логично. Государственная программа и региональные разрабатывались одновременно. А это значит, что единая политика энергосбережения в нашем государстве нормально реализовываться не может, в условиях, когда цели и задачи на федеральном и региональном уровнях не гармонизированы. Все выпущенные за последние полтора года документы тяготеют к регламентации процесса энергосбережения, практически игнорируя не менее важный экономический аспект.
Энергетическое обследование, энергетический аудит Пятая глава закона посвящена энергосервисным контрактам, принципам их формирования, дает полномочия государственным и муниципальным заказчикам заключать энергосервисные контракты, но ничего не говорится о том, что надо предпринять, чтобы развивался рынок энергосервисных услуг. Контракт и условия его заключения вторично, первично создание спроса на этот вид услуг. А спрос может появиться, когда будут устранены барьеры, связанные с оказанием этих услуг. В перечень этих барьеров входит следующее:
Барьеры на пути развития не решен вопрос о гарантиях собственности имущества и иных гарантиях энергосервисным компаниям при расторжении договоров с управляющими компаниями; нет законодательно закрепленного механизма возврата инвестиций, направленных энергосервисными компаниями на реализацию энергосберегающих мероприятий в жилищной и бюджетной сферах; отсутствует нормативная база для поставщиков энергоресурсов, регламентирующая порядок выдачи технических условий на присоединение; отсутствует практика государственных гарантий под кредиты, которые необходимые энергосервисным компаниям для внедрения энергосберегающих мероприятий.
Цели и задачи пилотных проектов Цель: Отработка типовых технологических и финансовых решений в сфере энергоэффективности, готовых к тиражированию на рыночных принципах. Повышение энергоэффективности объектов социальной сферы за счет: снижения затрат на оплату энергопотребления, повышения качества и надежности энергоснабжения, снижения энергонагрузки на городскую инфраструктуру и бюджет города за счет энергосбережения в социальной сфере, формирования нормативов энергоэффективности для новых объектов социальной сферы, внедрения инновационных подходов и технологий энергоэффективности в социальной сфере с целью их последующей стандартизации и популяризации Задачи: Снижение расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг в среднем на 15-25% Снижение расходов консолидированного бюджета на оплату энергоресурсов школ и больниц в среднем на 15-20% в сопоставимых условиях. Снижение расходов муниципального бюджета на оплату энергоресурсов на % Снижение общего уровня потребления энергоресурсов отраслями экономики города на % Снижение вредных выбросов, загрязняющих окружающую среду, на % к базовому уровню Создание более комфортных условий для пациентов больниц, учеников школ, сотрудников.
Реализация ряда региональных «пилотных» проектов является ключевым компонентом в накоплении опыта и энергосберегающих мероприятий в различных отраслях экономики. Проект "Энергоэффективный социальный сектор" нацелен на снижение расходов консолидированного бюджета на оплату энергоресурсов школ и больниц в среднем на 15-20%; снижение общего потребления энергоресурсов объектами социального сектора на 20-30% к уровню 2009 г; распространение не менее чем в 50% школ и больниц типовых решений; Для реализации пилотных проектов в Калужской, Тверской, Нижегородской, Новгородской областях, выбраны 27 объектов образования В Казани завершаются работы в рамках пилотного проекта «Энергосберегающий квартал». Первый этап программы заключался в оснащении всех многоквартирных домов и учреждений бюджетной сферы приборами учета и регулирования. Эта работа в настоящее время завершена. Помимо приборов учета в этих домах в рамках капремонта проведен комплекс энергосберегающих мероприятий. В местах общего пользования (в подъездах, чердаках и подвалах) обычные лампы освещения заменили на светодиодные. Установлены реле времени. По расчетам, экономия электроэнергии составит порядка 30%.
Новые источники энергии- экологические. Могут ли они помочь в решении энергетических проблем? В государственных программах указано, что к 2020 году мы должны создавать 4,5% энергии благодаря альтернативным источникам. Целью политики ресурсосбережения является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики Достижение указанной цели требуетпоследовательного продвижения в решении следующих основных задач: Расширение использования на базе инновационных технологий альтернативных видов топлива без ухудшения экологических характеристик энергоустановок, использование биомассы и попутного нефтяного газа. Инициировать развитие и внедрение производства средств альтернативной энергетики и транспорта в Российской Федерации, повышение конкурентоспособности отечественных производителей;
10 августа Рабочая группа по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения провела круглый стол, посвященный созданию общественной организации, представляющей интересы производителей и продавцов альтернативной энергетики и транспорта. АЛЬТЕНИТ Цели и задачи: Взаимодействие с федеральными органами законодательной и исполнительной власти в части подготовки проектов законодательных и нормативных актов, регулирующих производство, ввоз и реализацию средств альтернативной энергетики и транспорта; Создание единой информационной системы для членов Союза по состоянию рынка средств альтернативной энергетики и транспорта, ценам на него, решениям государственных органов, затрагивающим интересы предприятий, производящих и продающих средства альтернативной энергетики и транспорт;
Популяризация энергосбережения и энергоэффективности на государственном уровне Энергосбережение это не только путь к эффективному использованию природных ресурсов и снижению выбросов, загрязняющих нашу среду. Энергосбережение это одно из немногих направлений, открывающих возможность масштабно развивать крупный, средний и малый бизнес. Это производство и масштабное внедрение энергоэффективных технологий, реализация энергосервисных контрактов, техническое обслуживание оборудования, энергетические обследования и многое другое. Все это объединяет одно – помимо всего прочего это все высокотехнологичный и высокоинтеллектуальный процесс, создающий много новых престижных рабочих мест. Энергосбережение это не только путь к эффективному использованию природных ресурсов и снижению выбросов, загрязняющих нашу среду. Энергосбережение это одно из немногих направлений, открывающих возможность масштабно развивать крупный, средний и малый бизнес. Это производство и масштабное внедрение энергоэффективных технологий, реализация энергосервисных контрактов, техническое обслуживание оборудования, энергетические обследования и многое другое. Все это объединяет одно – помимо всего прочего это все высокотехнологичный и высокоинтеллектуальный процесс, создающий много новых престижных рабочих мест. Опыт европейских государств также свидетельствует о необходимости сделать идею энергоэффективности, рационального и экологичного энергопотребления в подлинном смысле Опыт европейских государств также свидетельствует о необходимости сделать идею энергоэффективности, рационального и экологичного энергопотребления в подлинном смысле национальной идеей.