План урока: 1.Николай II. 2.Борьба в высших эшелонах власти. 3.Противоречия между властью и обществом. 4.«Зубатовский социализм». 5.Создание РСДРП. 6.Партия социалистов-революционеров. /эсеры/. 7.Проекты П. Святополка-Мирского.
На уроке! ВОПРОС УРОКА: В чем причина недовольства в обществе политикой Николая II? Работа в тетради: По ходу изучения нового материала, записать в тетради основные имена, события, даты.
20 октября 1894 г. Умер Александр III. На престол вступил его сын Николай II.Родился 6 мая 1868 г. в Санкт-Петербурге. Рос он, довольно подвижным, даже озорным мальчиком. Образование наследник получил домашнее: ему прочли лекции по курсу гимназии, а затем юридического факультета и Академии Генштаба. Николай свободно владел тремя языками; английским, немецким и французским. Что касается политических взглядов цесаревича, то они во многом формировались под влиянием обер-прокурора Синода К.Победоносцева. Из писателей царь ценил Гоголя, Пушкина. Любил одеваться на русский манер. Император Николай II Александрович ( гг.)
Во время праздничных гуляний в честь коронации в мае 1896 г. На Ходынском поле случилась давка. Единственный сын царя Алексей, страдал неизлечимой болезнью. Добрый и бесхарактерный, Николай II находился под влиянием сначала матери, а затем жены Александры Федоровны. Царь был отличным семьянином, прекрасно воспитанным, сдержанным. Мать царя, императрица Мария Федоровна Коронация Николая II
Общество ожидало от нового царя реформ, однако в своей первой публичной речи император заявил, что будет охранять основы самодержавия твердо и неуклонно, как его «незабвенный покойный родитель». Сын Николая II- Цесаревич и Великий князь Алексей Николаевич. ( гг.) Императрица Александра Федоровна- жена Николая II
Николай II с семьёй. Дополнительный слайд
Дочери царя Великие княжны Ольга и Татьяна Мария Ольга ТатьянаАнастасия Дополнительный слайд
Жертвы Ходынской трагедии Николай и Александра Дети Николая II Царская семья Дополнительный слайд
2. В ближайшем окружении императора существовали разные точки зрения на перспективы развития России: Министр финансов С.Витте МВД В.Плеве Срочная индустриализация решит и политическую задачу. Заняться С/Х, вытеснить с власти дворян, поддержать буржуазию. У России своя отдельная история. Многие реформы лишние. Не нужно смотреть на Запад.
3. Политика царя вызвала разочарование в обществе. Начались студенческие волнения. В феврале 1901 г. Террористом был убит министр просвещения Н.Боголепов. Вспыхнули крестьянские волнения. В 1899 г. Были ограничены права финского сейма, волнения прокатились на Кавказе. Начались еврейские погромы. Жертвы еврейских погромов в Кишиневе в 1903 г. Министр просвещения Н.Боголепов.
4. Рост рабочего движения привел к попытке власти взять его под контроль. Начальник охранного отделения С.Зубатов пытался внушить рабочим, что положение рабочих может улучшить лишь государство. При поддержке князя Сергея Александровича в Москве и др. городах создаются легальные рабочие организации. Правительство с помощью рабочим не спешило и они начинают участвовать во всероссийских стачках. Зубатова отправили в отставку, а организации разогнали. МВД Плеве начинает внедрять в ряды рабочих агентов с целью выявления лидеров движений. В 1904 г. Плеве был убит революционерами. Великий князь Сергей Александрович, губернатор Москвы. С.Зубатов
5. В марте 1898 г. в Минске тайно создается Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). На II съезде РСДРП в июле-августе 1903 г. Были приняты устав и программа партии. Она содержала программу максимум и программу минимум; Программа минимум Программа максимум 1.Буржуазно-демократическая революция. 2.Свержение самодержавия. 3.Демократическая республика. 4.Всеобщее избирательное право. 5.Всеобщее равенство. 6.Местное самоуправление. 7.Отмена всех крестьянских платежей. 8.8-часовой рабочий день. 9.Отмена штрафов. 1.Социалистическая пролетарская революция. 2.Установление диктатуры пролетариата. 3.Переход к социализму, а затем к коммунизму.
5. Между лидерами партии В.Лениным и Л.Мартовым были серьезные разногласия. Ленин отвечал за радикальный путь борьбы, а Мартов за реформаторский. На выборах в руководящие органы партии Ленин и его сторонники получили большинство и их назвали «большевиками», соответственно Мартова и его сторонников «меньшевиками». В.И.Ульянов (Ленин)Л.Мартов (Ю.Цедербаум)
БОЛЬШЕВИКИ МЕНЬШЕВИКИ 1.Партия замкнута, законспирирована. 2.Строгая дисциплина. 3.Подчинение меньшинства большинству. 4.Слом самодержавия путем восстания. 5.Главная сила революции пролетариат. 1.Партия открыта для всех. 2.Буржуазия- главная сила революции. 3.Пролетариат- союзник буржуазии. РСДРП В 1907 г. В РСДРП насчитывается около 150 тыс. членов.
6. В конце XIX в. Создаются и организации социалистов-революционеров (эсеров), которые считаются продолжателями революционного народничества. В 1902 г. Создается Партия социалистов-революционеров (ПСР). Возглавил партию В.Чернов. Программа партии была утверждена в гг. на I съезде ПСР. Программа ПСР; 1.Подготовка народа к революции. 2.Союз крестьян, пролетариата и интеллигенции. 3.Буржуазию уничтожить. 4.Установление народовластия. 5.Установление федерации. 6.Решение аграрного вопроса. В.Чернов Численность ПСР к 1907 г. Составляла тыс.чел. Она выступала за индивидуальный террор. В конце 1901 г. Создана Боевая организация эсеров. В мае 1903 г. Ее возглавил Е.Азеф- агент полиции.
7. В этот же период активизировалось и либеральное движение. В 1904 г. Оно создает нелегальный Союз освобождения. Он выступал, за конституционную, ограниченную монархию, парламентаризм, требовал политические свободы.
8. В условиях всеобщего недовольства Николай II назначает МВД либерала князя П.Святополка-Мирского. В 1904 г. Он предлагает царю меры государственного переустройства; 1.Введение в Госсовет выборных от земств и гордум. 2.Расширение круга избирателей в земства. 3.Распространение земств на всей территории империи. Князь П.Святополк-Мирский. МВД. В 1904 г. Царь издал указ о некотором послаблении политики, однако ни о каком народном представительстве речи не шло. Самодержавие должно было оставаться незыблемым.
Даты!!! Образование ПСР II съезд РСДРП; раскол партии на большевиков и меньшевиков образование «Союза освобождения»
Контрольные вопросы по теме «Внутренняя политика в 1894–1904 гг.» Как политические взгляды и личные качества Николая II влияли на жизнь России? Какие последствия могло иметь наличие в составе Российской империи столь разных по уровню развития национальных окраин? Согласны ли вы с тем, что Россия была «тюрьмой народов»? Какую программу решения национального вопроса в Российской империи предложили бы вы? Как оценить политику правительства в рабочем вопросе? Какова была цель зубатовских организаций? Можно ли считать деятельность Зубатова успешной? Почему рабочие вступали в зубатовские организации? Почему это явление получило название «полицейского социализма»? Сравните точки зрения Витте и Плеве на перспективы развития России. Сделайте выводы. Каковы, по-вашему, последствия убийства Плеве? Почему время пребывания на посту министра внутренних дел Святополка- Мирского назвали «весной» и «эрой доверия»? Почему этот период продолжался недолго?
На уроке! ВОПРОС УРОКА: В чем причина недовольства в обществе политикой Николая II? Работа в тетради: По ходу изучения нового материала, записать в тетради основные имена, события, даты.