Подготовила студентка 3 курса ГМУ группы 3111 Бондарь Ирина
Роль местного самоуправления в развитии экономики и территорий Анализ показывает, что для развития экономики и территорий необходимо соблюдение определенных базовых условий, основными из которых являются демократизация государственного управления, демонополизация экономики и наличие устойчивых и эффективных институтов власти.
Факторы, формирующие условия хозяйствования в аграрном секторе (при наличии многоукладной экономики) ФАКТОРЫ 1Политическая и административная поддержка (создание благоприятной среды) 2Финансовая поддержка (оптимизация межотраслевого баланса, страхование) 3Информационная, инновационная, маркетинговая и правовая поддержка 4Обеспечение доступа к ресурсам (финансовым, материальным, информационным) 5Подготовка кадров для отрасли 6Обеспечение доступа к рынкам сбыта 7Защита внутреннего рынка, развитие внутренней конкуренции 8Поддержание равновесия на рынке сельхозпродукции и продовольствия (закупки, продовольственные интервенции) 9Защита прав собственности, в том числе мелких собственников 10Развитие аграрной науки, семеноводства и племенного дела 11Строительство и содержание дорогостоящих инфраструктурных объектов 12Создание приемлемых правил игры, обеспечение их стабильности
рост созидательной активности селян формирование гражданского общества развитие сельских территорий Демократизации государственного управления развитие местного самоуправления укрепление экономической базы сельских поселений
формирование приемлемых условий хозяйствования развитие экономики развитие сельских территорий Демократизации государственного управления формирование многоукладной экономики на селе
«Почему так важна роль местного самоуправления»? Практика показывает, что актуальность и эффективность данного института власти определяется тем, что уровень развития местного самоуправления является главным показателем степени демократизации общественно-экономической жизни страны
Оценка современного состояния местного самоуправления в России 1. Под местным самоуправлением большинством авторов понимается система регулирования и развития в поселениях социально-экономических и иных отношений по решению вопросов местного характера на основе самоорганизации, на базе, преимущественно, собственных ресурсов. Но собственные ресурсы это, прежде всего, собственные доходы. В подавляющем большинстве сельских администраций их доля колеблется в пределах 5-7 %, то есть ничтожна.
Опыт же показывает, что для обеспечения организационной и финансовой самостоятельности органов местной власти доля этих доходов должна составлять порядка 75 %. В сельских поселениях России этот показатель в раз ниже данного общепризнанного норматива.
2. Мониторинг, проведенный в 2006 году Минфином РФ, показал, что уровнем самостоятельности, соответствующим общемировым стандартам, в России обладают лишь 2 % муниципальных образований. Кстати, к аналогичному выводу пришли и эксперты Счетной палаты России
3. Для обеспечения необходимой самостоятельности органов местной власти важное значение имеет доля местных бюджетов в консолидированном бюджете страны. Практика показывает, что она не должна быть ниже 20 %. По официальным данным в России, даже с учетом районных бюджетов, направленных на выполнение функций государственного управления, но механически отнесенных к системе местного самоуправления, данный показатель в 2 раза ниже.
Что препятствует развитию местного самоуправления в России Модель местного самоуправления предполагает «дележку бюджетного пирога», а не преумножение богатств сельских территорий и страны. Иначе говоря, указанная модель не содержит потенциал развития, поэтому не может быть эффективной.
Ведущие чиновники, прежде всего федеральные, желая сохранить монополию на власть и ресурсы, тормозят развитие местного самоуправления.
В Бюджетном кодексе РФ искажено понятие «собственные доходы», отнеся к ним почти все трансферты. Тем самым, за счет госбюджета искусственно увеличиваются местные бюджеты, что создает иллюзию развития местного самоуправления в России.
Перспективы развития местного самоуправления в России Перспективы развития 1Совершенствование структуры МСУ А)Выстраивание вертикали власти с тремя контролирующими органами Б)Дифференциация на несколько групп в зависимости от коэффициентов эффективности 2Совершенствование механизмов формирования местных бюджетов А)Формирование местных бюджетов за счет собственных доходов, путем перевода части федеральных налогов в местные 3Изменение механизма выравнивания бюджетов