Международная классическая система школьного математического образования, её российская модель.
Научное мировоззрение, проникнутое естествознанием и математикой есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего. В.И. Вернадский К 90-м гг. XIX в. сложилась система: международная классическая система математического образования.
Особенности математического содержания: существование элементарной и высшей математики; разделение элементарной математики на четыре учебных предмета, которые «излагались в средней школе как самостоятельные и независимые друг от друга»; изучение в начальной школе не учебного предмета «математика» в целом, а только ее части – «пропедевтической арифметики на эмпирической основе без теории предмета»; изучение в высшей школе основ математики как науки XVII и XVIII вв.
Основные методические особенности международной классической системы математического образования : 1)постановка двух целей обучения математике: а) образовательной, направленной на усвоение большого количества математических фактов; б) воспитательной, связанной лишь с развитием формально-логического мышления учеников; 2)резкое разграничение функций учителя и ученика: учитель активно передает готовые знания, ученик же пассивно запоминает и воспроизводит эти знания, применяя их при решении специально подобранных задач; 3)наличие по каждому школьному математическому предмету учебников и сборников задач.
Недостатки международной классической системы математического образования : 1)несоответствие между развивающейся наукой математикой и соответствующим учебным предметом, «между которыми имелось резкое различие по содержанию, объему, системе и методу развития математических истин»; 2)разрыв между элементарной и высшей математикой; 3)отсутствие пропедевтического курса математики;
Недостатки международной классической системы математического образования : 4)слабые взаимосвязи дисциплин, составляющих элементарную математику, – арифметики, алгебры, геометрии и тригонометрии; 5)преобладание формально-логических целей изучения математики в средней школе; 6)доминирование в сборниках задач по математическим дисциплинам задач и упражнений искусственного характера, мало связанных с практикой и даже теорией, представленной в учебниках, и др.
Математика «стала бичом для значительной части учеников». "В общеобразовательном школьном курсе нет достаточных оснований делать математику обязательной для всех: она слишком отвлеченна и далека от жизни, слишком трудна для многих. Ее влияние на развитие ума не представляет чего-либо особенного: те основные мыслительные процессы, которые господствуют в математике, имеют место и в других науках нам казалось бы излишним включать математику, как самостоятельный предмет, в обязательный учебный курс для всех, предоставив ее изучение тем, которые владеют соответствующими способностями и которым отвлеченность математических рассуждений не представит слишком больших затруднений».