1 Изменения в нормативной правовой базе государственной (итоговой) аттестации и приема в вузы и ссузы в 2012 г.
2 Реализация 2-ФЗ от Федеральный закон 2-ФЗ от Новая редакция Порядка проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ) Новые редакции Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования Положение о системе общественного наблюдения Порядок разработки контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена (КИМ ЕГЭ)
3 - - регламентации последствий нарушения участниками ЕГЭ и лицами, привлекаемыми к его проведению, нормы о запрете использования в пунктах проведения ЕГЭ средств связи и электронно- вычислительной техники (в случае выявления нарушения следует удаление из пункта; решение вопроса о допуске участника ЕГЭ к повторной сдаче экзамена принимается экзаменационной комиссией по результатам проверки факта удаления); Новая редакция Порядка проведения ЕГЭ (находится на государственной регистрации в Минюсте России ) положения, реализующие нормы Федерального закона 2-ФЗ, в части:
4 - присутствия в пунктах проведения ЕГЭ и при рассмотрении апелляций граждан, аккредитованных в качестве общественных наблюдателей; - усиления ответственности лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, и участников ЕГЭ за разглашение содержащихся в КИМ сведений. - присутствия в пунктах проведения ЕГЭ и при рассмотрении апелляций граждан, аккредитованных в качестве общественных наблюдателей; - усиления ответственности лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ, и участников ЕГЭ за разглашение содержащихся в КИМ сведений. Новая редакция Порядка проведения ЕГЭ (находится на государственной регистрации в Минюсте России ) положения, реализующие нормы Федерального закона 2-ФЗ, в части:
5 Новая редакция Порядка проведения ЕГЭ (продолжение) 1. 1.Установлена: - обязанность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации публиковать необходимую информацию о проведении ЕГЭ в средствах массовой информации и на официальном сайте органа (или отдельном сайте, посвященном вопросам проведения ЕГЭ), а именно: о сроках и местах регистрации на сдачу ЕГЭ – до 31 декабря; о сроках проведения ЕГЭ – до 1 апреля;
6 о местах расположения ППЭ, о сроках, местах и порядке информирования о результатах ЕГЭ и выдачи свидетельств о результатах ЕГЭ – не позднее чем за две недели до начала экзаменов. о сроках, местах и порядке подачи и рассмотрения апелляций – до 20 апреля; Указанная информация должна быть доступна пользователям: до 1 сентября. С 2012 г. расписание ЕГЭ будет утверждаться Минобрнауки России Новая редакция Порядка проведения ЕГЭ (продолжение)
7 - в пунктах должно быть не менее 15 участников ЕГЭ, однако при отсутствии возможности организации пункта в соответствии с этим требованием орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предусматривает дополнительные меры информационной безопасности в нем (организация видеонаблюдения, размещение средств погашения сигналов связи и т.п.); - в каждой аудитории должно присутствовать не более 15 участников ЕГЭ; - на 15 участников ЕГЭ должно быть не более 1 общественного наблюдателя; - в каждой аудитории должно быть по два организатора; Новая редакция Порядка проведения ЕГЭ (продолжение) требования к пунктам проведения ЕГЭ, его аудиториям и кадровому составу
8 - разрешается допуск в пункт выпускников текущего года, по объективным причинам не имеющих паспорта, после письменного подтверждения их личности представителем школы. - в качестве организаторов не допускается привлекать работников школ участников ЕГЭ-выпускников текущего года, сдающих экзамен в данном пункте (за исключением пунктов, организованных в труднодоступных и отдаленных местностях, в зарубежных школах, а также в школах уголовно-исполнительной системы, в которых отсутствует объективная возможность привлечения организаторов со стороны); Новая редакция Порядка проведения ЕГЭ (продолжение) требования к пунктам проведения ЕГЭ, его аудиториям и кадровому составу
9 Устанавливается возможность организации межрегиональной перекрестной проверки по согласованному решению двух и более субъектов Российской Федерации. Предусматривается возможность проведения как федеральной, так и региональной перепроверки с последующим пересмотром результатов ЕГЭ экзаменационными комиссиями. Новая редакция Порядка проведения ЕГЭ (продолжение) работа экзаменационных, конфликтных и предметных комиссий
10 Дополнительно регламентируются сроки рассмотрения и обработки апелляции (4 рабочих и 2 календарных дня соответственно). Государственные экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации наделяются правом при установлении фактов нарушения участником ЕГЭ порядка проведения ЕГЭ принимать решение об отмене результата данного участника ЕГЭ. Новая редакция Порядка проведения ЕГЭ (продолжение) работа экзаменационных, конфликтных и предметных комиссий
11 Новая редакция Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования Новая редакция Порядка приема Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования (приказ Минобрнауки России от 21 октября 2009 г. 442) Порядок приема иностранных граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования (приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2009 г. 841)
12 Новая редакция Порядков приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования Порядки приема распространяются на все образовательные учреждения, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности (вместо «имеющих государственную аккредитацию»). Введена обязанность вуза/ссуза включать правила приема иностранных граждан самостоятельным разделом в ежегодные правила приема. Уточнено право вуза самостоятельно определять сроки объявления количества вакантных бюджетных мест для приема на второй и последующие курсы, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, по каждому направлению подготовки (специальности) в соответствии с ежегодными правилами приема, в связи с тем, что до 20 июня еще не закончена летняя сессия и нет полной информации о свободных местах. Уменьшена квота целевого приема в вузы с 20% до 15% от общего приема. Кроме того, установлена обязанность вуза/ссуза указывать информацию об органах государственной власти или органах местного самоуправления, направивших абитуриента для поступления в вуз/ссуз по целевому приему, а также информацию о согласовании учредителем квоты по целевому приему
13 Новая редакция Порядков приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования Прием документов Установлены сроки регистрации вузов/ссузов в федеральной информационной системе обеспечения проведения ЕГЭ и приема граждан в вузы и ссузы, сроки направления запросов об участниках ЕГЭ и о результатах ЕГЭ, а также сроки направления информации в указанную информационную систему. Исключена норма предоставления подлинника или копии свидетельства о результатах ЕГЭ при подаче документов для поступления в вуз/ссуз, в связи с введением обязанности вузов/ссузов проверять результаты ЕГЭ путем запроса в федеральную информационную систему и подтверждать это соответствующей справкой о сверке сведений об участии ЕГЭ и результатах ЕГЭ, которой дополняется личное дело поступающего.
14 Положение о системе общественного наблюдения (приказ Минобрнауки России от , зарегистрирован Минюстом России , регистрационный 22118) Общественными наблюдателями Общественными наблюдателями при проведении государственной (итоговой) аттестации и рассмотрении апелляций (далее – общественные наблюдатели) признаются совершеннолетние дееспособные граждане Российской Федерации (далее – граждане), получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Положением. Статус общественных наблюдателей подтверждается удостоверением общественного наблюдателя, выдаваемым аккредитующим органом. не могут Общественными наблюдателями не могут быть работники Рособрнадзора; органов, осуществляющих управление в сфере образования; учредителей российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации; образовательных учреждений. безвозмездной основе Деятельность общественных наблюдателей осуществляется на безвозмездной основе.
15 Положение о системе общественного наблюдения Аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляется по их личным заявлениям с указанием конкретного места (пункта) проведения экзамена на один или несколько экзаменов по общеобразовательным предметам, включённым в государственную (итоговую) аттестацию, проводимую в любых формах, установленных законодательством Российской Федерации в области образования (далее – экзамен), и (или) на рассмотрение апелляций; осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования; органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; учредителями российских образовательных учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации (далее вместе – аккредитующие органы);
16 Решение об аккредитации принимается аккредитующим органом в течение пяти рабочих дней с момента получения заявления при наличии одновременно следующих условий: гражданин не является работником органов (организаций), указанных выше, и отсутствует конфликт интересов, выражающийся в наличии у гражданина и (или) его близких родственников личной заинтересованности в результате аккредитации его в качестве общественного наблюдателя. завершается не позднее чем за две недели до установленной даты проведения экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету, а на рассмотрение апелляций о несогласии с выставленными отметками (баллами) - не позднее чем за две недели до даты рассмотрения апелляций. Положение о системе общественного наблюдения Аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей
17 Положение о системе общественного наблюдения общественный наблюдатель имеет право: получать необходимую информацию и разъяснения от аккредитующего органа по вопросам порядка проведения государственной (итоговой) аттестации; присутствовать на месте (в пункте) проведения экзамена, в том числе находиться в аудиториях, в которых проводится экзамен; присутствовать при рассмотрении апелляций; осуществлять наблюдение за проведением государственной (итоговой) аттестации и (или) рассмотрением апелляций в специально организованном месте (стол, стул, ручка, бумага);
18 Положение о системе общественного наблюдения общественный наблюдатель имеет право: незамедлительно информировать уполномоченного представителя государственной экзаменационной комиссии субъекта Российской Федерации или экзаменационной комиссии о нарушениях установленного порядка проведения государственной (итоговой) аттестации на месте (в пункте) организации и проведения экзамена и (или) рассмотрения апелляции;
19 сообщать, направлять в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области образования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, Рособрнадзор, информацию о выявленных им нарушениях, а также комментарии, предложения по совершенствованию проведения государственной (итоговой) аттестации и (или) рассмотрения апелляций; получать информацию от указанных органов о принятых мерах по выявленным им фактам нарушения порядка проведения государственной (итоговой) аттестации и (или) рассмотрения апелляций. Положение о системе общественного наблюдения общественный наблюдатель имеет право:
20 Положение о системе общественного наблюдения общественный наблюдатель не вправе: нарушать ход проведения государственной (итоговой) аттестации, рассмотрения апелляций; оказывать содействие или отвлекать обучающихся при выполнении ими экзаменационных работ (при рассмотрении апелляции); в местах проведения государственной (итоговой) аттестации иметь при себе и использовать средства связи и электронно- вычислительной техники (в том числе калькуляторы).
21 Положение о системе общественного наблюдения общественный наблюдатель обязан: при осуществлении общественного наблюдения иметь при себе документ, удостоверяющий личность, и удостоверение общественного наблюдателя; соблюдать установленный порядок проведения государственной (итоговой) аттестации. I. I.При несоблюдении указанных обязанностей аккредитующий орган принимает решение о лишении гражданина аккредитации и изъятии удостоверения общественного наблюдателя.
22 Порядок разработки КИМ ЕГЭ (находится на государственной регистрации в Минюсте России ) КИМ - комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения участником ЕГЭ федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования К заданиям стандартизированной формы относятся следующие типы: - задания с выбором одного ответа из нескольких предложенных вариантов; - задания с кратким ответом в виде последовательности символов без записи хода их выполнения; - задания с развернутым ответом в виде полного обоснованного решения, примера, теоретического положения, аргументированной позиции, мнения, отношения или сочинения. При проведении ЕГЭ по иностранным языкам в состав варианта КИМ также входит аудионоситель, содержащий запись заданий раздела «Аудирование». Задания стандартизированной формы, входящие в состав КИМ, включают в себя инструкции по их выполнению.
23 Порядок разработки КИМ ЕГЭ Сведения, содержащиеся в КИМ - работники уполномоченной Рособрнадзором организации; - члены Комиссий разработчиков КИМ; 1. 1.Сведения, содержащиеся в КИМ, относятся к информации ограниченного доступа. Обладателем таких сведений является Российская Федерация в лице Рособрнадзора. Право на доступ к сведениям, содержащимся в КИМ, могут иметь следующие лица: Указанные лица обязаны не разглашать и не передавать третьим лицам сведения, содержащиеся в КИМ, и несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение указанных сведений.
24 - члены предметных комиссий субъектов Российской Федерации (федеральных предметных комиссий) и члены конфликтных комиссий субъектов Российской Федерации (федеральной конфликтной комиссии); - участники ЕГЭ, сдающие ЕГЭ в период проведения экзамена. - работники региональных центров обработки информации; - руководители и организаторы пунктов проведения ЕГЭ, уполномоченные представители государственных экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации (федеральных экзаменационных комиссий); Указанные лица обязаны не разглашать и не передавать третьим лицам сведения, содержащиеся в КИМ, и несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение указанных сведений. Порядок разработки КИМ ЕГЭ Сведения, содержащиеся в КИМ
25 Методическое письмо Рособрнадзора о проведении репетиционных экзаменов (от ) Основная задача репетиционных материалов – отработка процедуры проведения ЕГЭ (проводятся в соответствии с пп Порядка проведения ЕГЭ). Взимание платы за проведение репетиционных экзаменов законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Измерительные материалы должны соответствовать требованиям федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Рекомендуемое количество репетиционных экзаменов – не чаще одного раза в год. Результаты репетиционных экзаменов не учитываются в качестве текущей оценки подготовленности выпускников.
26 Методическое письмо Рособрнадзора о соблюдении работниками, привлекаемыми к проведению ЕГЭ, этических норм (от ) Разработать программы обучения этическим нормам при проведении ЕГЭ: - членов государственных экзаменационных, предметных и конфликтных комиссий; - руководителей и организаторов ППЭ; - иных специалистов, непосредственно взаимодействующих с гражданами при подготовке и проведении экзаменов. Организовать на официальном сайте ОИВ субъекта Российской Федерации, муниципального органа, осуществляющих управление в сфере образования, раздел, посвященный отзывам граждан на работу специалистов при проведении ЕГЭ. (Для принятия решения: - о проведении служебного расследования в отношении лиц, допустивших некорректное поведение при проведении ЕГЭ; - о материальном стимулировании лиц, зарекомендовавших себя как корректных и профессиональных работников ). Рекомендовано:
27 Концепция законодательных изменений в части разграничения полномочий по организации и проведению государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования ФОИВ Разработка КИМ и обеспечение ими ОИВ субъектов РФ Включение в ФБД сведений о выпускниках 9-х кл Включение в ФБД сведений о результатах Г(И)АПроведение Г(И)А-9
28 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!