Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС
Рефлексия 1.Что необходимо учителю математики для формирования УУД у учащихся? 2. Каким должно быть содержание образования в контексте формирования УУД у учащихся? 3. Какие приемы, методы и технологии способствуют формированию УУД у учащихся?
Приоритет образования сегодня Развитие личности через формирование УУД УУД – инвариантная основа образования
Теоретические положения концепции УУД Системно-деятельностный подход Системно-деятельностный подход Компетентностный подход Компетентностный подход Проблемно ориентированное развивающее образование Проблемно ориентированное развивающее образование Личностно-ориентированное развивающее образование Личностно-ориентированное развивающее образование Смысловая педагогика вариативного развивающего образования Смысловая педагогика вариативного развивающего образования
Основная педагогическая задача – Основная педагогическая задача – организация условий, инициирующих организация условий, инициирующих детское действие детское действие Системно-деятельностный подход Системно-деятельностный подход Чему учить? Обновление содержания образования Как учить? Обновление средств, методов и технологий обучения Ради чего учить? Ценности образования
Начальная школа Основная школа Ведущая деятельность – учебная деятельность Ведущая деятельность- деятельность межличностного общения Умение учиться в общении
Универсальные учебные действия личностные регулятивные познавательные коммуникативные
Личностные УУД Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся Построение «Я - образа»; Формирование идентичности личности; Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; Построение жизненных планов. Поиск ответа на вопрос: Какой смысл для меня имеет учение? Выделение морально-этического аспекта в событиях и действиях; Построение системы нравственных ценностей; Нравственно-этическое оценивание; Осуществление личностного выбора; Самопознание и самоопределение смыслообразование Нравственно-этическая ориентация
Регулятивные УУД Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности целеполагание планирование прогнозирование контроль коррекция Саморегуляция Оценка
Познавательные УУД Обеспечивают общеучебный комплекс компетенций Формулирование познавательной цели; Применение методов информационного поиска; Структурирование знаний; Работа с текстами различных видов; Создание алгоритмов деятельности; Моделирование. Анализ; Синтез; Сравнение; Подвеление под понятие; Установление причинно-следственных связей; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование; Формулирование проблемы; Самостоятельное создание способов ее решения Постановка и решение проблемы общеучебные логические
Коммуникативные УУД Определение цели и функций участников; способов взаимодействия Выявление сути конфликта, поиск различных способов его разрешения; принятие и реализация решения Инициативное сотрудничество в поиске информации Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Контроль, коррекция, оценка его действий Владение монологичной и диалогичной формами речи в соответствии с нормами языка Управление поведением партнера Умение выражать свои мысли
12 ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ » Базовые образовательные технологии технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Классификация учебных ситуаций Учебные ситуации Ситуация – тренинг Ситуация – оценка Ситуация – иллюстрация Ситуация – проблема
14 Базовые образовательные технологии технологии ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Триада: замысел- -реализация- -продукт
15 УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми уч-ся, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней
16 ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии технологии Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников; информационная поддержка учебного процесса;
УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РЕФЛЕКСИЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩИЙ ПРИЕМ ДОК-ВА РАЗНОВОЗРАСТНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДИСКУССИЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРЕНИНГИ СРЕДСТВА ФОРМИР - Я УУД
РЕФЛЕКСИЯ – спецефически человеческая способность, которая позволяет субъекту делать собственные мысли, эмоциональное состояние, действия и межличностные отношения предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования. Осознание учебной задачи чему я буду учиться? Понимание цели учебной деятельности чему я научился на уроке? каких целей добился? чему буду учится завтра? рефлексия Оценка способов действий какие законы и свойства мне необходимы, чтобы решить данную задачу?
Типология задач - на личностное самоопределение; - на развитие Я – концепции; - на смыслообразование; - на мотивацию; - на нравственнно-этическое оценивание; - на учет позиции партнера; - организацию и осуществление сотрудничества; - на передачу информации и отображению предметного содерж- я Коммуникативные УУД - задачи на выстраивание стратегии поиска решения задач; - задачи на сравнение и оценивание; - задачи и проекты на проведение эмпирического исследования; - задачи и проекты на выстраивание теоретического исследования; - на планирование; - на рефлексию; - на ориентировку ситуации; - на прогнозирование; - на целеполагание; - на оценивание; - на принятие решения; - на самоконтроль и коррекцию; Познавательные УУДРегулятивные УУД Личностные УУД