Основные направления инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы поддержки талантливых детей Развитие системы поддержки талантливых детей Развитие учительского потенциала Развитие учительского потенциала Изменение инфраструктуры школьной сети Изменение инфраструктуры школьной сети Сохранение и укрепление здоровья школьников Сохранение и укрепление здоровья школьников Расширение самостоятельности школ Расширение самостоятельности школ
Состояние разработки и утверждения стандартов ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 06 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 06 октября 2009 года 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года 15785) ФГОС основного общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года) ФГОС основного общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года) ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года) ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года)
Основные характеристики нового стандарта Новый формат стандарта (рамочный документ) Новый формат стандарта (рамочный документ) Новое содержание стандарта (совокупность требований) Новое содержание стандарта (совокупность требований) Расширение функций и пользователей стандарта Расширение функций и пользователей стандарта Новое методологическое основание (системно-деятельностный подход) Новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)
Требование к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Метапредметным (освоенные обучающимися универсальные учебные действия(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и предметными понятиями); Метапредметным (освоенные обучающимися универсальные учебные действия(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и предметными понятиями); Личностным (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); Личностным (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности); Предметным (освоенной обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира). Предметным (освоенной обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира).
Требования к структуре основной общеобразовательной программы Зафиксированы требования к: количеству и наименованию разделов (всего - 9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; количеству и наименованию разделов (всего - 9), в том числе к учебному плану общеобразовательного учреждения; минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (2 904 – часов); минимальному и максимальному количеству учебных часов за 4 года (2 904 – часов); содержанию каждого разделов; содержанию каждого разделов; соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); соотношению частей основной общеобразовательной программы (80/20% для первой ступени); организации внеурочной деятельности. организации внеурочной деятельности.
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования - Кадровым (укомплектованность, уровень квалификации, аттестация, повышение квалификации и переподготовка); - Материально-техническим (сформулированы требования к информационной среде образовательного учреждения); - Учебно-методическим и информационным (учебники, ЭОР, учебные пособия); - Финансовым (нормативно-подушевое финансирование; новая система оплаты труда)
Образовательное учреждение - Разрабатывает основные общеобразовательные программы, включающие учебный план, рабочие программы учебных предметов и другие материалы, обеспечивающие высокое качество подготовки обучающихся.
Введение ФГОС
Критерии готовности ОУ к введению ФГОС Разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; Разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения; Нормативная база приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, Нормативная база приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально- техническое обеспечение и т.п.); финансирование, материально- техническое обеспечение и т.п.); Приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников ОУ; Приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников ОУ; Определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; Определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников ОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
Определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) доп.образования детей); Определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) доп.образования детей); Разработан, план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; Разработан, план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; Осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); Осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования); Обеспечены кадровые, финансовые, материально- технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. Обеспечены кадровые, финансовые, материально- технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Определение и согласование индивидуальных, общественных и государственных потребностей в общем образовании Индивидуальные потребности личности как потенциал успешности: Индивидуальные потребности личности как потенциал успешности: Личная успешность Личная успешность Социальная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность; Профессиональная успешность; Индивидуальные потребности формируются под влиянием множества факторов, в том числе: Семья Семья Друзья Друзья Школа Школа Способности и увлечения человека Способности и увлечения человека Информированность. Информированность.
Общественные потребности как социальные запросы в области общего образования, интегрирующие потребности личности и семьи (СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ) Безопасный и здоровый образ жизни Безопасный и здоровый образ жизни Свобода и ответственность Свобода и ответственность Социальная справедливость Социальная справедливость Благосостояние: Благосостояние:
Государственные потребности как гос. заказ в области общего образования Национальное единство и безопасность Национальное единство и безопасность Развитие человеческого капитала Развитие человеческого капитала Конкурентноспособность Конкурентноспособность