Работу выполнила : ученица 8 А класса МОУ « Кугесьский лицей » Егорова Мария Научный руководитель : учитель русского языка и литературы Александрова Оксана Владимировна Окончание или суффикс ?
Цель исследования : Рассмотреть феномен – ть (-ти) в неопределенной форме глагола
Задачи исследования : Изучить лингвистическую литературу по данному вопросу. Раскрыть понятие неопределенной формы глагола, ее значение и образование. Выяснить, есть ли окончание у неопределенной формы глагола. Рассмотреть и сопоставить точки зрения ученых - языковедов и авторов различных школьных учебников по поводу распознавания морфемы –ть/-ти в инфинитиве. Сделать вывод, чем является –ть (-ти) в неопределенной форме глагола: суффиксом или окончанием.
Неопределенная форма глагола Инфинитив, или неопределенная форма глагола, является исходной (начальной) формой глагола. Инфинитив – форма, только называющая действие и никак не обозначающая его отнесенности к лицу, числу, времени. Инфинитив способен употребляться в значении различных наклонений: изъявительного: Пошел, ищи, не ночевать же тут (Грибоедов); повелительного: Цветов не рвать!; сослагательного: Поспать бы. В русском языке неопределенная форма занимает такое же положение по отношению к остальным формам глагола, какое занимает именительный падеж существительного по отношению к прочим его падежам, т.е. она является начальной, исходной формой глагола. В одних источниках компоненты -ть, -ти определяются как суффиксы, так как инфинитив – неизменяемая форма глагола. В других рассматривается как окончания (флексии), поскольку они отбрасываются при образовании глагольных форм и не входят в основу.
Есть ли окончание у неопределенной формы глагола ?
Морфемика. Морфема. Виды морфем. В морфемике решаются два основных вопроса : 1) как классифицируются морфемы русского языка, 2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения. Основная единица морфемики морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова ( корень, приставка, суффикс, окончание ).
Морфемы Морфемы делятся на корневые морфемы и аффиксы. корень является обязательным морфом, морфом аффиксы – это факультативные морфы ; корень занимает центральную позицию в слове, аффиксы – периферийную позицию. С корнем связано основное лексическое значение слова, с аффиксами – словообразовательное значение ; Корней в языке много, и их состав постоянно пополняется, количество аффиксов ограничено.
приставки (префиксы) – необязательные морфы, которые занимают позицию перед корнем, находятся в абсолютном начале слова: вы-ходить, за- ходить, про-ходить и так далее; суффиксы – морфы, которые располагаются после корня или после других суффиксов: сад-ик, пис-а-ть. Существуют словообразовательные и формообразующие суффиксы (к последним относятся суффикс -л- со значением прошедшего времени, суффиксы причастий, суффиксы деепричастия -а-, -в-, суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий, суффиксы глаголов -ть и -ти). окончания (флексии) – морф, который располагается после корня или суффиксов, обладающий формообразующим значением и играющим важную роль в определении грамматического значения. Окончания распознаются путем сопоставления данной формы слова с другими формами. Окончание является необязательным морфом. В русском языке есть неизменяемые слова, у которых нет окончаний: это неизменяемые заимствованные существительные (пальто, кенгуру), неизменяемые заимствованные имена прилагательные (хаки, бордо), наречия, деепричастия, сравнительные формы прилагательных и наречий. постфиксы – морфы, которые занимают позиции в абсолютном конце слова, даже после окончания и мало чем отличаются от суффиксов (-ся, -сь, -то, - либо, -нибудь). Аффиксы делятся на
Окончания Окончания ( флексии, от лат. flexio - сгибание ) - это служебные морфемы, образующие грамматические формы и выражающие грамматические значения слов. Окончание имеют только изменяемые слова : бел - ая берез - а, бел - ой берез - ы и др.; смотр - ю, смотр - ишь, смотр - ит и др. Чаще всего окончания находятся в конце слова. Однако иногда могут находиться и внутри слова. Например : к - ого - нибудь, ( с ) к - ем - нибудь, ч - его - то, распустивш - ий - ся цветок, мо - ем - ся, мо - ете - сь, четыр - е - ст - а, четыр - ем - ст - ам.
Окончания Изменение окончаний образует грамматические формы одного и того же слова, а именно : 1) формы изменения по падежам, или формы склонения слов : старшая сестра, старшей сестры, старшей сестре и т. п.; 2) формы изменения по родам,, числам : старший брат – старшая сестра, старшие братья и сестры ; 3) формы изменения по лицам и числам в глаголах : учу, учишь, учат ; учил, учила, учили.
В узком («традиционном») смысле «окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Среди окончаний есть нулевые окончания». (Русский язык. Учебник для 5 класса. – М., 1988.) По этому определению –ть не может являться окончанием. Известно и другое, широкое понимание окончания: окончанием может считаться всякий морф, выражающий грамматические значения и не входящий в основу. В соответствии с таким пониманием -ть/-ти, естественно, можно признать окончанием.
Суффиксы Суффиксы (от лат. suffixus - прикрепленный) - это служебные морфемы, которые находятся после корня и выражают словообразовательное и (или) грамматическое значение. Суффиксы всегда располагаются после корня. Могут непосредственно следовать за корнем (книж-к-а, тетрад-к-а, сыр-ость, нос-ик, почт-ов-ый, чуваш-ск-ий, код- ирова-ть и др.) или за другим суффиксом (вин-оват-ость, вод- ич-к-а, ослаб-е-ва-ть, кис-л-оват-ость, пят-ер-оч-ник и др.). Суффиксы могут находиться в абсолютном конце слова или перед окончанием. Слово может иметь один, два и даже три, редко четыре суффикса, которые наслаиваются на корень в определенной последовательности: стебель - стебел-ек - стебельк-ов-ый.
Точки зрения ученых на компонент –ть (-ти) в инфинитиве. -ТЬ, -ТИ в неопределённой форме глагола - это окончание. -ТЬ, -ТИ в неопределённой форме глагола – это словообразующий суффикс не уточняют, чем является –ТЬ.
Аргументы ученых -ТЬ, -ТИ в неопределённой форме глагола - это окончание. -ТЬ, -ТИ в неопределённой форме глагола – это формообразующий суффикс 1) образует одну из грамматических форм глагола – инфинитив 2) занимает место в конце слова 3) после -ть/-ти могут стоять только постфиксы (нестись, купаться) 4) не входит в основу 5) не участвует в образовании новых слов. П.А.Лекант, А.Н.Тихонов, А.В.Дудников, Н.С,Валгина З.А.Потиха, М.Т.Баранов, Д.Э.Розенталь, 1)инфинитив примыкает к глаголам и словам категории состояния. 2)инфинитив рассматривается как неизменяемая форма глагола 3)-ть рассматривается как формообразующий суффикс, поэтому не входит в основу слова
Как раскрывается этот вопрос в школьных учебниках. В большинстве принятых сейчас учебников и учебных пособий морфемы неопределенной формы глаголов (- ть, - ти и - чь ) называют « окончанием инфинитива » или « показателем неопределенной формы ». Эта точка зрения встречается, например, в учебниках С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова, Л. А. Чешко, Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, М. М. Разумовской. В учебном пособии под ред. В. В. Бабайцевой « Русский язык. Теория и практика » конечные морфемы инфинитива - ть, - ти и - чь определяются как суффиксы, такую же позицию занимают авторы учебников по русскому языку для начальной школы А. В. Полякова, Р. Н. Бунеев, Л. М. Зеленина
Как рассматривается морфема – ть в школьных учебниках ?
одним из спорных вопросов языкознания был и остается вопрос о выделении морфемы – ть /- ти в неопределенной форме глагола. Анализ лингвистической литературы
Чем с точки зрения ученых является морфема – ть в неопределенной форме глагола ? ( сравнительный анализ )
ВЫВОДЫ Оба варианта имеют право на существование. Я больше склоняюсь к мнению, что компонент – ть/-ти в неопределенной форме глагола следует выделять как окончание. Во – первых, эта морфема не входит в основу слова. Во – вторых, в русском языке имеется глагольный суффикс -ся (-сь), своеобразие которого заключается в том, что он располагается после окончания: нес-ёт-ся (окончание -ёт), обидеться (окончание -ть).
Практическая значимость моего исследования: сведения, полученные в ходе исследования, могут быть использованы учителями русского языка и начальных классов, а также учениками школ. Ценность: Данная тема в русском языкознании ещё не достаточно изучена, до сих пор вызывает споры.