ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА 1.Примерная (типовая) программа 2. Рабочая программа
Примерная (типовая) программа раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по ИЯ Рекомендуется Министерством образования и науки РФ и носит рекомендательный характер (письмо Минобрнауки РФ от г.)
Примерная типовая программа выполняет две основные функции: информационно – методическую; организационно - планирующую
Информационно – методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета
Организационно – планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала определяет его количественные и качественные характеристики на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся
Примерная программа является ориентиром для составления учебных, в том числе и авторских учебных программ, определяя инвариантную часть (80%) учебного курса, за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей (20%) содержания образования
Авторы учебных программ могут предложить собственный подход в части: структурирования учебного материала определения последовательности изучения учебного материала путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся Тем самым примерная программа способствует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей
Тематическое планирование курса ИЯ представлено в Примерной программе по стандартам второго поколения в двух вариантах: на курс в 525 часов и на курс более 525 часов
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА - это документ, созданный на основе ГОС (государственного образовательного стандарта) и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса Внедрению в практику работы Авторской программы предшествует её экспертиза и апробация
Рабочая программа разрабатывается учителем на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и\или определённого класса(группы), т.е. отражает специфику обучения учитывает уровень подготовки учащихся и, следовательно, имеет изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.
Рабочая программа должна: обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования в соответствии с ГОС и спецификой местных условий учитывать требования к максимальному объёму учебного материала для учащихся содержать требования к уровню подготовки выпускников отражать объём часов учебной нагрузки по учебному плану школы учитывать познавательные интересы учащихся соответствовать целям и задачам образовательной программы школы основываться на выбранном учителем УМК
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ титульный лист пояснительная записка требования к результатам освоения учебного материала учебно – тематический план с определением основных видов учебной деятельности содержание программы учебного курса средства контроля учебно – методические средства обучения
ФОРМА ЗАПИСЕЙ в Рабочей программе может быть выбрана учителем самостоятельно, но в содержании следует отражать все составляющие процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся
Пояснительная записка к учебной программе указывает в своём тексте: 1.название, автора и год издания программы, на основе которой разработана Рабочая программа 2. цели и задачи данной программы обучения (задачи формулируются в соответствии со стандартом и с учётом специфики данного образовательного учреждения 3. изменения, внесённые в Примерную и авторскую программу и их обоснование
4.УМК из перечня Минобрнауки РФ, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения 5. количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в том числе часы на контрольные, экскурсии, проекты и т.п. 6. особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и\или их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля знаний, умений и навыков
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА - это описание целей – результатов обучения, выраженных в действиях учащихся (операциональных) и диагностичных. Данный перечень целей – результатов включает специальные предметные и универсальные учебные умения и способы деятельности. Основанием для их выделения является ГОС и Примерная программа
При разработке требований к результатам освоения необходимо учитывать особенности их формулирования. Они должны: описываться через действия учащихся обозначать определённый уровень достижений описываться понятным для учащихся языком
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН отражает последовательность изучения разделов и тем программы показывает распределение учебных часов по разделам и темам определяет основные виды учебной деятельности учащихся намечает проведение контрольных работ
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ система контролирующих материалов (контрольных работ, тестов, вопросов для зачёта и др.) для оценки освоения школьниками планируемого содержания, представленного в виде перечня действий учащихся как целей – результатов обучения. Контролирующие материалы могут включать кодификатор (спектр проверяемых умений), варианты работ, схему анализа контрольной, перечень вопросов и заданий
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА включают в себя: основную и дополнительную литературу справочные материалы дидактический материал наглядный материал оборудование и приборы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА рассматривается вначале на заседании методического объединения учителей, результаты рассмотрения заносятся в протокол. Затем при условии её соответствия установленным требованиям, согласуется с завучем и утверждается директором образовательного учреждения, после чего становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении
ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 1. Выбрать Примерную программу по учебному курсу и соответствующий ей УМК из перечня, рекомендованного Министерством образования РФ. 2. Сравнить цели изучения учебного курса с целями в Примерной программе, а также целями и задачами образовательной программы школы. Убедиться, что цели и задачи не противоречат друг другу
3. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников в разрабатываемой программе с таковыми в Примерной. Определить знания, умения, навыки, способы деятельности учащихся, не включённые в разрабатываемую программу. Выделить знания, умения, навыки, превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в образовательной программе школы.
4.Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели – результаты обучения 5.Сопоставить содержание разрабатываемой программы с содержанием Примерной программы. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе, но не включённых в разрабатываемую программу. 6. Определить разделы, темы, вопросы разрабатываемой программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации образовательной программы и учебного плана образовательного учреждения
7.Включить (или исключить) в (из) содержание\я разрабатываемой программы разделы, темы. Вопросы, которые были выделены в ходе анализа избыточного и недостающего информационного материала двух программ 8. Структурировать содержание учебного материала курса, определив последовательность тем и количество часов на изучение каждой.
9.Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые наглядные пособия, оборудование и приборы. 10. Создать контролирующие материалы: выделить перечень проверяемых умений; подобрать контролирующие задания, направленные на проверку планируемых умений; составить схему анализа работы в контексте поставленной цели контроля, позволяющую получить объективную информацию для коррекции учебного процесса. 11. Составить рабочую программу: оформить материалы согласно структуре
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУРСА ИЯ При разработке Рабочей программы следует учитывать Концепцию духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (стандарты второго поколения), которая определяет: систему базовых национальных ценностей; современный национальный воспитательный потенциал; цель и задачи духовно – нравственного развития и воспитания школьников в единстве учебной и внеучебной деятельности
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ личностные (знакомство с миром зарубежных сверстников, система знаний об основах здорового образа жизни, система знаний и представлений о мире как о многоязычном и поликультурном сообществе и т. д.)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ метапредметные (развитие умения взаимодействовать с окружающими, развитие коммуникативных способностей учащихся, расширение общего лингвистического кругозора, развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер, овладение универсальными учебными действиями и т.п.)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ предметные (приобретение навыков общения с носителями языка, сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах и т.п.)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ воспитание личности гражданина России формирование российской гражданской идентичности