от игры к творчеству. Изобразительное искусство для детей с ограниченными возможностями здоровья (надомное обучение). Учитель санаторно-лесной школы Кузнецова Елена Олеговна.
– Изобразительное творчество – спасательный круг для ребенка со сниженной самооценкой. Решающая роль в восстановлении эмоционального равновесия в психике ребенка. Снятие внутренней напряженности. Получение жизненно необходимых навыков. Возможность поверить в свой успех, свои силы. Открывает возможность самоизлечения. Развитие фантазии и пространственного воображения. Развитие мелкой моторики.
Начало творческой реабилитации. «Принять ребенка таким каков он есть». - «диагностика»( на простейших графических упражнениях выяснение имеющихся умений, накопленных знаний и навыков) - «знакомство» (через сказки, составление рассказов, набросков…)составление рассказов Поиск оптимальных вариантов и приемов. «Не навреди здоровью ребенка». -исследования и наблюдения. -выбор техники, средств и приемов изобразительной деятельности (декоративно-прикладное искусство, дизайн, живопись, графика ). -получение знаний и умений на основе интегрированного программного материала по изобразительному искусству и дизайну с использованием различных приемов и средств обучения. программного материала приемов … Творчество -самовыражение через творчество -отработка навыков, освоение новых технологий -самостоятельность, самоанализ -участие в выставках, фестивалях, конкурсах, студиях.
Создание у ребенка ощущение собственной значимости, активизация общения с внешним миром. Программа дополнительного образования по изобразительной деятельности для детей с ограниченными возможностями составлена с учетомПрограмма дополнительного образования по изобразительной деятельности для детей с ограниченными возможностями составлена с учетом исходного уровня подготовки ребенка, исходного уровня подготовки ребенка, рекомендаций ПМПК,рекомендаций ПМПК, имеющегося раздаточного, иллюстративного и аудиовизуального материала и представляется как переосмысление и систематизация того, что накоплено в практике обучения. имеющегося раздаточного, иллюстративного и аудиовизуального материала и представляется как переосмысление и систематизация того, что накоплено в практике обучения.
Разнообразие форм обучения Использование сказочных персонажей. Игровые занятия. Наблюдения, исследования. Путешествие по времени и странам.Путешествие Использование жизненного опыта. Знакомство с аудиовидео материалами. Применение информационных технологийПрименение информационных технологий.
Играем обучаясь, обучаемся играя Графические игры «путь домой», «река бежит среди гор»… Сравниваем разные предметы и находим общее. У одинаковых предметов есть различие. Образы в предметах. Загадка – превращение. Чувство образа.
Игра – одно из важных средств адаптации ребенка в окружающей природе и социальной среде. Возможность эмоционального раскрепощения. Приобщение к искусству. Возможность вернуться в прошлое. Способ получения умений и навыков. Развитие пространственного мышления и фантазии. Возможность самоутверждения.
Выражение характера и настроений персонажей, предметов и явлений линией и цветом.
Море Света пишет каждый раз по-новому
Каждый рисунок Кости – новый увлекательный рассказ об удивительных героях Кавалер Пряничный замок «Уйди с дороги»
Работа с палитрой возвратила Костю в радостный мир многоцветия
Через дизайн, плетение, лепку и коллаж Ира пришла к … К новым берегам под надежными парусами…
… ж и в о п и с и
Рисунки Вероники наполнены любовью к природе.
Для передачи своих впечатлений о поездках Витя использует различные материалы: пастель, гуашь, масло.
Изображение повышает способность к самокоррекции, открывает возможность самоизлечения. Рисующий с каждым разом все лучше обходится со своими изображениями и использует их для собственного лечения и развития. Так со временем отношение к рисунку заменяет зависимость от терапевта, укрепляется вера в себя и свою способность решать все проблемы. Рисунок, живопись, лепка, прикладной труд, конструирование, - терапия рисунком и образом – дает возможность разрядки внутреннего напряжения, ускоряет развитие положительных чувств, повышает коммуникативность, дает ощущение собственной личностной ценности, удовлетворение в результате выявления скрытых умений и их развития.