Применение опорных сигналов в начальной школе. Борисенко В.А. учитель начальных классов Старомышастовской МОУ СОШ 31
Включить каждого ученика в актив- ную деятельность на всех уроках, довести представления по изуча- емой теме до формирования поня- тий, устойчивых навыков, полу- чить полный правильный ответ– цель урока у каждого учителя.
Активный ответ – первостепенное условие высокой обратной связи, доброго делового контакта на уроке.
Опорный сигнал символ рисунокбуквысхемыцифрыграфикишифрычертежисловацвет Условные знаки формаразмер
Абак для работы с двузначными числами.
Требование к оформлению опорных сигналов Лаконизм Лаконизм Простота Простота Доступность восприятия и воспроизведения Доступность восприятия и воспроизведения Оригинальность Оригинальность Непохожесть Непохожесть Многообразие форм Многообразие форм Эмоциональность Эмоциональность
Блок - опора
Опорные сигналы - Опора мысли ученика Опора мысли ученика Опора его практической деятельности Опора его практической деятельности Связующее звено между учителем и учеником Связующее звено между учителем и учеником
Опорные сигналы помогают: Предупредить ошибку; Предупредить ошибку; Проработать допущенную тут же на уроке; Проработать допущенную тут же на уроке; Провести профилактическое обобщение, повторение во фронтальном и индивидуальном задании Провести профилактическое обобщение, повторение во фронтальном и индивидуальном задании
Опорный конспект Наглядная схема, в которой отражена подлежащая усвоению информация; Наглядная схема, в которой отражена подлежащая усвоению информация; Связи между блоками; Связи между блоками; Выделение цветом, шрифтом; Выделение цветом, шрифтом; Выделение таблицей. Выделение таблицей.
Принципы технологии. Многократное повторение, обязательная поэтапность, изучение материала крупными блоками. Многократное повторение, обязательная поэтапность, изучение материала крупными блоками. Гуманизм. Гуманизм. Учение без принуждения. Учение без принуждения. Безконфликтность учебной ситуации, Безконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспек- тив для исправления, роста, успеха. Соединение обучения и воспитания. Соединение обучения и воспитания.
Особенности содержания методики. Материал вводится крупными дозами. Материал вводится крупными дозами. Поблочная компоновка материала. Поблочная компоновка материала. Оформление информации в виде опорных схем – конспектов. Оформление информации в виде опорных схем – конспектов.
Этапы работы с опорными конспектами. Изучение теории в классе: Изучение теории в классе: - объяснение у доски, используется наглядность; - повторное объяснение по опорным конспектам; - индивидуальная работа учащихся по своему конспекту в тетради; - Фронтальное закрепление по блокам конспекта.
От традиционной наглядности они отли- чаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, рабо- тают с ней. Ни один из них не чувствует себя беспомощным. Исчезает скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазуб- ривания правил и формулировок. Они усва- ивают их осмысленно. От традиционной наглядности они отли- чаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, рабо- тают с ней. Ни один из них не чувствует себя беспомощным. Исчезает скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Ученики избавлены от механического зазуб- ривания правил и формулировок. Они усва- ивают их осмысленно.