Взаимосвязь метапредметных и предметных результатов обучения в начальной школе Фураева Елена Владимировна, заместитель директора по НМР ГБОУ прогимназия 1718
Требования к программе формирования универсальных учебных действий Программа формирования универсальных учебных действий должна содержать: Описание ценностный ориентиров содержания образования; Связь универсальных учебных действий с содержанием предметов; Характеристики личностных, регулятивных, познавательных коммуникативных УУД; Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД
Взаимосвязь предметных и метапредметных результатов на примере программы по русскому языку 2 класс (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)- фрагмент Интеллектуальные речевые умения Универсальные учебные действия Правильно списывать слова, предложения, тексты; проверять написанное Сличение результата действий с заданным эталоном и обнаружение отклонений от эталона Составлять предложения из слов по схемам Знаково-символические действия Определять границы предложений в тексте без знаков препинания Структурирование знаний Составлять небольшой текст на заданную тему Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Составлять текст из данных абзацев Синтез как составление целого из частей Выбирать заглавие к тесту из ряда данных Поиск и выделение необходимой информации
Взаимосвязь предметных и метапредметных результатов на примере программы по русскому языку 2 класс (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)- фрагмент Учебно-языковые умения Универсальные учебные действия Выполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове Анализ объектов с целью выделения признаков Находить в предложении (тексте) слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какие? что делает? Поиск и выделение необходимой информации Находить предлоги в предложении (тексте) Поиск и выделение необходимой информации
Взаимосвязь предметных и метапредметных результатов на примере программы по русскому языку 2 класс (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева)- фрагмент Правописные уменияУниверсальные учебные действия Графически объяснять выбор написания Знаково-символические действия Находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила Сличение результата действия с заданным эталоном и обнаружение отклонений и отличий от эталона
Пример диагностического задания по русскому языку 2 класс 1. Прочитай текст. Лягушки и жабы живут по всей земле нет их только в соленых морях зимой они спят подо льдом вот дышать и пить могут кожей взрослые лягушки весело скачут по земле жабы медленно ползают по земле и плохо прыгают жабы и лягушки могут лазать по деревьям. Задание 1. Раздели его на предложения. Сколько предложений в этом тексте. Ответ запиши в окошке Задание 2. Какой основной способ передвижения лягушек и жаб? Отметь знаком. Лягушки и жабы прыгают; Лягушки медленно ползают по земле, а жабы прыгают; Лягушки прыгают, а жабы медленно ползают по земле; Лягушки и жабы медленно ползают по земле.
Мониторинг сформированности УУД 1 полугодие2 полугодие Сроки: сентябрь - октябрь Сроки: апрель - май Участники: Учащиеся 2 – 4 классов Участники: Учащиеся 1- 4 классов Тестирование проводится: по русскому языку Тестирование проводится: по русскому языку по математике
Критерии оценки сформированности УУД Уровень сформированности УУД % выполнения заданий контрольной работы Высокий95 – 100% Оптимальный75 – 94% Достаточный51 – 74% Низкий40 – 50% Крайне низкий30 – 39% Критический % Абсолютно не сформировано Менее 21%
Результаты диагностики на конец 2010 – 2011 учебного года 1 класс 2 класс
Результаты диагностики на конец 2010 – 2011 учебного года 3 класс 4 класс
Сравнение результатов диагностики готовности к продолжению обучения и уровня сформированности УУД Параметры сравнения результатов: Процент учащихся, имеющих прочную базовую подготовку по математике Процент учащихся, имеющих высокий и оптимальный уровень выполнения теста диагностики УУД
Сравнение результатов диагностики готовности к продолжению обучения и уровня сформированности УУД 4 «А» класс
Сравнение результатов диагностики готовности к продолжению обучения и уровня сформированности УУД 4 «Б» класс
Выводы: 1. Систематическая работа по формированию УУД оказывает положительное влияние на достижение учащимися предметных результатов; 2. Определять уровень достижения метапредметных результатов с достаточной степенью достоверности можно на основе предметных тестов.