I.Вступление II.Дьюи Джон и его технология проблемного обучения: А)Проблемное обучение по Д. Дьюи Б) Концептуальные положения по Д. Дьюи В) Условия успешности обучения по Д. Дьюи III. Особенности проблемного содержания: А) Классификация проблемных ситуаций Б) Виды проблемных ситуаций по содержанию решаемых проблем IV. Особенности методики проблемного обучения: А) Технологическая схема цикла проблемного обучения Б) Методические приёмы создания проблемных ситуаций В) Уровни мышления учащихся V. Заключение
Дьюи Джон и его технология
Американский философ, прагматик, психолог, педагог.
В 1894 г. в Чикаго Дьюи основал опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.
Социальный: книги, рассказы. Конструирование: игрушки Художественного выражения: картинки Исследовательский: загадки, задачи.
Р ебёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. У своение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Р ебёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Проблематизация учебного материала ( знания- дети удивления и любопытство) Активность ребёнка ( знания должны усваиваться с аппетитом) Связь обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.
III. Особенности содержания проблемного обучения
Сегодня под проблемным обучением, технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками ( ЗУН) и развитие мыслительных способностей(СУД). Это требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Таким образом, сочетание традиционного изложения с включением в него проблемных ситуаций называется проблемным обучением.
По интересности ( мотивации) содержания. По характеру неизвестного X. По уровню проблемности. По виду рассогласования информации. По методическим особенностям. По типу действий, требующихся для решения..
Связь с будущим Связь с жизнью Связь с практи- ческой деятель- ностью Учащих- ся Связь с современ- ностью Связь с историей Новое содержа- ние Необыч- ность взглядов на старое
X- цель Х- объект деятельности Х- способ деятельности Х- условие выполнения деятельности
I- возникающие независимо от приёмов II-вызываемые и разрешаемые учителем III- вызываемые учителем, но разрешаемые учеником IV- самостоятельное формирование проблемы и решения
Неожидан- ности Конфлик- та Предло- жения Опровер- жения Несоот- ветствия неопреде лённости
Непредна меренные Целевые Исследо- вательс- кие лабора- торные работы Проблем- ные демонст- рации Эвристиче ская беседа Проблем- ное изложе- ние Проблемный фронталь- ный эксперимент Мысленный проблемный эксперимент Проблемное решение задач Проблемные задания Игровые проблемные ситуации
Выбора Сравнения, сопоставле- ния Устранения рассогласован ности Эксперимента и пробы Творческого подхода Принятия решения Установления связи Изменения взглядов на вещи Поиска, исследования
Проблемные ситуации по содержанию решаемых проблем: А) Решение научных проблем - теоретическое исследование, т.е поиск и открытие обучаемым новых правил, законов, доказательств. Б) Решение практических проблем - поиск практического решения, т.е способы применения известного знания в новой ситуации; постановки и решения практических учебных проблем. В) Создание художественных решений - художественное творчество, музыка.
IV. Особенности методики проблемного обучения
Педагогическая (организация учебного процесса) Психологическая ( деятельность учеников)
Эта ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановка учителем вопросов, подчёркивающих: Противоречия Новизну Важность Красоту и др.
Это ситуация – сугубо индивидуальное явление:этовопросоёмкое состояние, поисковая деятельность, сознание, психологический дискомфорт. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: При объяснении Закреплении Контроле
Отбор проблемных ситуаций Научно- методичес кая база учитель Дополнительная информация Наведение Поддержка Помощь Наводящая информация; Осознание сущности противоречий; Формулировка неизвестного Вводная информация; Слово устное, письменное; Технические средства; Мультимедиа Ага- реакция Нахождение решения Появление новых ЗУН, СУД Поиск путей решения проблемы Выдвижение и проверка гипотез Перевод педагогической проблемной ситуации в психологическую Создание педагогической проблемной ситуации Реализация решения Создание продукта Развитие личности ученик Контроль отдалённых Результатов обучения I этап II этап III этап IV этап
Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения Сталкивает противоречие практической деятельности Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций(например, командира, юриста, финансиста, педагога) Побуждает обучаемых делать сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог). Ставит конкретные вопросы ( на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) Определяет проблемные теоритические и практические задания (например, исследовательские) Формирует проблемные задачи (с ограниченным временем решения, с заведомо допущенными ошибками ит.д.)
1)Уровень обычной несамостоятельной деятельности. 2)Уровень полусамостоятельной активности 3)Уровень самостоятельной активности 4)Уровень творческой активности
А) Ценными результатами технологии проблемного обучения являются: Осознание детьми характера своей умственной деятельности Формирование умений творчески мыслить, выдвигать и проверять гипотезы Активное увлечение большинства учащихся в процессе решения проблем Б) Исследования психологов показали, что для умственного развития школьников самостоятельное составление нестандартных вопросов является даже более эффективным, нежели решение предложенных учителем проблем. Поэтому наряду с постановкой перед школьниками уже готовых проблемных вопросов и заданий рекомендуется начального курса каждого предмета учить детей самостоятельно придумывать нестандартные вопросы и задания.