ПРЕДМЕТНО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОБСТВЕННОЙ ПРОФЕССИО - НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Профессиональное взаимодействие учитель администрация Ребенок, ученик Коллеги по школе Коллеги по м/о родители Педагогическое взаимодействие
Профессиональное взаимодействие учителя– целенаправленное результативное неразрушающее взаимодействие в образовательных системах разного уровня
Коммуникативная компетентность это умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Коммуникативная компетентность... … предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения)
Прозорова Е.В. // Мир психологии. – С Коммуникативная компетентность – это «…согласованность, (соуровневость) между ценностными ориентациями, знаниями, практическими умениями и реальным поведением педагога, проявляющимся в процессе педагогического общения» ПРЕДМЕТНО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОБСТВЕННОЙ ПРОФЕССИО - НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
другого (ориентация на другого человека, на совместную деятельность, желание понять его, поддерживать отношения. осознание ценности общения, стремление строить профессиональное взаимодействие с учетом запросов и особенностей личности другого другого человека – как ученика, так и родителей, коллег) Ценностно – позиционная, личностная составляющая ПРЕДМЕТНО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОБСТВЕННОЙ ПРОФЕССИО - НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
(владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлятьнаправленноерезультативноенеразрушающее взаимодействие в системе «учитель-ученик» и успешно взаимодействовать с коллегами в профессиональном социуме) операционально-технологическая составляющая ПРЕДМЕТНО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОБСТВЕННОЙ ПРОФЕССИО - НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
система система знаний о законах общения когнитивная составляющая ПРЕДМЕТНО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ВОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ СОБСТВЕННОЙ ПРОФЕССИО - НАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
8-10 баллов оптимальный уровень Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая разрушающие конфликты, при необходимости умеет перевести конфликт в конструктивный диалог. У учителя практически не возникают проблемы в общении с учениками. Учитель успешно работает в профессиональном социуме, легко включается в коллективную деятельность.
Учитель понимает важность развития данной компетенции, но не всегда может дифференцировать и/или индивидуализировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком или с отдельными коллегами. 6-7 баллов достаточный уровень
Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения с учениками, родителями, коллегами. Учитель недостаточно гибко реагирует на ситуативные изменения в общении. 5 баллов и ниже базовый уровень
Межличностное коммуникативное взаимодействие обусловлено профессиональным владениемлингвистическими, паралингвистическими средствами, механизмами психологического воздействия механизмами психологического воздействия, многообразием воспитательных средств, приемов, методов и форм работы и осознанием индивидуальных экспрессивных возможностей - речевых, мимических, жестикуляционных, пантомимических.
(Костромина С.Н., Реан А.А) Поведение школьника определяется представлением педагога об учащемся,представлением педагога об учащемся, его отношением к ребенку,его отношением к ребенку, сложившейся у педагога системойсложившейся у педагога системой педагогического взаимодействия с учениками
Способность педагога своевременно слушать и «слышать» проблемы учащегося, ориентироваться в изменениях, которые возникают в ходе его обучения, позволяют лучше понять, сориентироваться и проникнуть в психологическую сущность затруднений школьника затруднений школьника (Костромина С.Н., Реан А.А0
неофрейдистский – Основные подходы к определению сущности общения: интеракционистский – общение как социальное взаимодействие, коммуникация посредством символов; общение как коммуникация, проявление познавательных процессов, восприятий; когнитивистский – общение как реализация бессознательной мотивации посредством идентификации и психологической защиты;
общение как обмен трансакциями, эго - состояниями; трансактный – необихевиористский – общение как взаимодействие, как реализация мотивации; персоналистический – общение как личностная самоактуализация экзистенциональной сущности личности, как поиск взаимопонимания личностного смысла;
Отечественный подход – общение как процесс взаимодействия, – общение как процесс взаимодействия, коммуникации и перцепции, - как средство реализации общественных и групповых отношений в совместной деятельности, в межличностных отношениях. в межличностных отношениях.
И. Г. Песталоцци: «Моё внимание, доведённое до осторожности и тщательности, есть основа моей добродетели».
Для управления процессом грамотного педагогического взаимодействия учителю надо знать 1. положения и выводы трех теорий: Эрика Эриксона об этапах развития человека, Говарда Гарднера о множественности интеллекта Эрика Бёрна о трансактном анализе 2. ведущие мотивы, которые определяют направленность деятельности конкретного ученика.