Урок нравственности XXI век должен быть веком гуманитарной культуры, либо мы все пропадем. Есть разрушительная закономерность: отсутствие духовной культуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дмитрий Сергеевич Лихачев ( ) Работа учителя русского языка и литературы МОУ Каменская СОШ 1 Суязовой Ирины Анатольевны 2011 год.
Advertisements

Уроки Д.С. Лихачева «Дело каждого в отдельности и всех вместе – приумножать добро, хранить традиции, знать и ценить историю свою, родную и всего человечества».
Международное общественное движение "Добрые дети мира"
Д.С. Лихачев: достояние человечества. …есть он тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся наша земля.
Подготовлено к уроку русского языка в 11 классе. Составила: Климова Александра Владимировна.
Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не было стыдно вспомнить. Д.С.Лихачёв Выполнила: ученица 9 МН класса Лупашко Анна Руководитель: Пожарская Людмила.
Дмитрий Сергеевич Лихачёв Санкт – Петербург, Российская империя Санкт – Петербург, Россия Российский филолог, искусствовед, сценарист,
100-летию со дня рождения выдающегося ученого современности, филолога, историка, философа науки и культуры, великого патриота России.
Литературный салон «Белая скатерть» Руководитель Патрушева Ф. С., учитель русского языка и литературы школы 119 г. Санкт-Петербург.
Дмитрий Сергеевич Лихачев. Дмитрий Сергеевич Лихачев родился 28 ноября 1906 года в Петербурге. Его родители были, как он отмечал, «типичными петербуржцами»:
Книжкина неделя. Современник XX-го века Дмитрий Сергеевич Лихачёв ( ) – великий советский учёный, филолог, всю жизнь посвятивший русской литературе,
"Формирование установок толерантного сознания у учащихся школы, как одно из направлений правового воспитания в школе" Заместитель директора по правовому.
Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Подготовила: учитель истории МОУ – СОШ 1 Угольникова Е.В.
Д.С. Лихачёв «У него была судьба такая – прямая, как стрела». З.Ю.Курбатова, внучка Д.С.Лихачёва.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 г. Сольцы» Публицистический стиль речи в наследии Д.С.Лихачёва.
Ломоносов М.В г Деревня Денисовка Холмогорского уезда Архангельской губернии.
Районный конкурс классных руководителей. Ягудина Елена Васильевна МБОУ «Кошки-Куликеевская СОШ» 9 класс Образование высшее Квалификационная.
Презентация подготовлена учителем информатики Константиновой Еленой Ивановной и учениками 10 «А» класса школы 8 г. Раменское Московской области.
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ 9 класс Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ «Любанская.
Словарная разминка « Узнай слово » 1. Разговор двух или более лиц. 2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически 3. Одинаковое построение.
Транксрипт:

Урок нравственности XXI век должен быть веком гуманитарной культуры, либо мы все пропадем. Есть разрушительная закономерность: отсутствие духовной культуры ведет к страшной агрессивности. Д.С.Лихачев

11кл. Урок литературы. Тема «Публицистика х гг. XXв.» Дмитрий Сергеевич Лихачев «Письма о добром и прекрасном»

Цели урока: Познакомить с фактами биографии ученого-литературоведа, общественного деятеля Д.С.Лихачева, его книгой «Письма о добром и прекрасном». Развивать навыки работы с текстом публицистического жанра. Показать, что для восприятия красоты окружающего мира человек должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях.

Эпиграфы урока Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать. Д.С.Лихачев Можно притвориться добрым, щедрым, даже глубокомысленным, мудрым, но интеллигентным никогда. Д.С.Лихачев

План урока Предисловие. Жизнь и творчество Д.С.Лихачева. Мастер публицистики. Вступление к книге «Письма о добром и прекрасном». Знакомство с содержанием книги. Самостоятельная работа. Беседа по вопросам. Творческое задание. Это интересно. Подведем итоги. Послесловие.

Дмитрий Сергеевич Лихачев ( )

Биография ученого Родился 28 ноября 1906 г. в Санкт – Петербурге 1923 г – поступил в государственный Ленинградский университет г – окончил Ленинградский университет 1928 – 1932 гг. – репрессирован; Соловецкий лагерь, Беломорско - Балтийский лагерь 1932 г – редактор различных издательских организаций 1938 – 3954 гг. – старший научный сотрудник Института русской литературы 1941 г. – защитил 1-ую кандидатскую диссертацию гг. – доцент, профессор Ленинградского государственного университета 1947 г. – защитил докторскую диссертацию 1946 – 1953гг. – профессор ЛГУ 1953 г. – член – корреспондент Академии наук СССР 1956 г. – член Союза писателей СССР 1986 – 1993 гг. – председатель Советского фонда культуры гг. – избирается почетным членом зарубежных Академий наук – Болгарии, Венгрии, Сербии, членом – корреспондентом Австрийской академии наук, доктор Оксфордского университета.

Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева» Учитывая выдающийся вклад академика Д.С. Лихачева в развитие отечественных гуманитарных наук, культуры и образования и в связи с исполняющимся в ноябре 2006г. 100-летием со дня его рождения, постановляю: 1. Принять предложение администрации Санкт-Петербурга о праздновании в 2006 году 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева. 2. Объявить 2006 год в Российской Федерации Годом гуманитарных наук, культуры и образования – Годом академика Д.С. Лихачева. 3. Правительству Российской Федерации: образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева; утвердить программу подготовки и проведения мероприятий в связи с празднованием 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева. 4. Министерству иностранных дел Российской Федерации информировать ЮНЕСКО о праздновании в Российской Федерации 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева. 5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачева. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 14 февраля 2006 года

Новости Российского Детского фонда Российский книжный союз и Российский детский фонд решили выступить с поддержкой инициативы о проведении во всех учебных заведениях России «Уроков Лихачева» в сентябре - декабре 2006 года. Для осуществления этой цели и принимая во внимание, что в библиотеках всех уровней почти нет книг Д.С. Лихачева, изданных специально для детей и молодежи, Издательский образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность» Российского детского фонда выпустил особую книгу, предназначенную и учащимся, и учителям, которые могут провести по ней в школе «Уроки Лихачева». Книга называется «Заветное» и представляет собой многокрасочное, высокохудожественное издание. Это сборник коротких эссе, философских стихотворений в прозе, размышлений и отдельных записей академика о векторах духовных исканий, о нравственных ценностях, к которым нужно стремиться каждому молодому человеку.

Творчество. Более 1,5 тысяч трудов «Человек в литературе Древней Руси», «Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого», «Текстология. На материале русской литературы X-XVIIвв.», «Развитие русской литературы XXVII веков. Эпохи и стили», «Поэтика древнерусской литературы», «Смеховой мир Древней Руси» (совместно с А. М. Панченко), «Художественное наследие Древней Руси и современность» (совместно с В. Д. Лихачевой), «Великое наследие», «Письма о добром и прекрасном», «Поэзия садов»; «Русские летописи и их культурно-историческое значение», «Культура Руси эпохи образования Русского национального государства. (Конец XIV начало XVI в.)», «Национальное самосознание Древней Руси». Очерки из области русской литературы XIXVII вв.» Один из весьма важных участков научно-организационной деятельности Д. С. его редакторская работа. Она не ограничивается изданиями Отдела древнерусской литературы: Д. С. – председатель редколлегии серии «Литературные памятники», редколлегии ежегодника «Памятники культуры. Новые открытия» и т. д.

Публицистический стиль (publicus - общественный) Цель – воздействовать на читателя и слушателя, т.е. в чем-то их убедить, к чему-то призвать; Сфера функционирования – газетные и журнальные статьи, выступления на митингах, собраниях, по радио и телевидению; Средства языка – обращения, побудительные и восклицательные предложения, торжественная лексика, антонимы, общественно-политическая лексика, фразеологические сочетания, пословицы, поговорки и т.д.

Дмитрий Сергеевич Лихачев- мастер публицистики Жанры публицистического стиля очерки статьирепортажи интервью письма Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь; обращение к кому-нибудь.

«Письма о добром и прекрасном» - обращение к друзьям Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни. Д.С.Лихачев Письма о добром и Прекрасном 1985

Названия писем 1. «Большое в малом». 2. «Молодость – вся жизнь». 3. «Самое большое». 4. «В чем смысл жизни». 5. «Цель и самооценка». 6. «Что объединяет людей?» 7. «Быть веселым, но не быть смешным». 8. «О воспитанности». 9. «Уметь спорить с достоинством». 10. «Искусство ошибаться». 11. «Как говорить?» 12. «Любите читать!» 13. «Человек должен быть интеллигентен». 14. «О памяти». 15. «Об искусстве слова и филологии». 16. «Искусство открывает нам большой мир». И др.

Проблематика писем Можно ли согласиться с тем, что «цель оправдывает средства»? (1) В чем самая большая цель жизни? (3) Что значит воспитанный человек? Какого человека можно считать воспитанным? (13) Что значит быть веселым, но не смешным? (8) Что объединяет людей? (7) В чем смысл жизни? (5) Как говорить? (19) По чему можно судить о самооценке людей? Что значит цель, достойная человека? (6) Как должен вести спор умный и вежливый спорщик? (17) Для чего надо честь беречь смолоду?(2)

Самостоятельная работа 7. Что объединяет людей? 6. Цель и самооценка. 5. В чем смысл жизни. !3. О воспитанности. 19. Как говорить? Задание: Прочитать письмо. Определить, какую проблему обозначает автор в письме. Какой ответ на поставленный вопрос дает автор? Ваша точка зрения на проблему, поставленную автором в письме.

Это интересно! Это интересно! ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ЧЕЛОВЕЧНОСТИ Не убий и не начинай войны. Не убий и не начинай войны. Не помысли народ свой врагом других народов. Не помысли народ свой врагом других народов. Не укради и не присваивай труда брата своего. Не укради и не присваивай труда брата своего. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти. Уважай мысли и чувства братьев своих. Уважай мысли и чувства братьев своих. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай. Чти природу как матерь свою и помощницу. Чти природу как матерь свою и помощницу. Пусть труд и мысли твои будут трудом И мыслями свободного творца, а не раба. Пусть труд и мысли твои будут трудом И мыслями свободного творца, а не раба. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое. Пусть свободным будет все, Ибо все рождается свободным Пусть свободным будет все, Ибо все рождается свободным Д.С.Лихачев Д.С.Лихачев

Послесловие 1990г. В Останкино Вопрос Д.С.Лихачеву: «В чем вы видите смысл жизни?» Ответ: «Жизнь это драгоценнейший дар, он дается не зря: не для мелочей, не для собирания мебели и устройства своей квартиры, не для покупки машин. Он дается для какой-то огромной, великой цели. Вы подумайте, природа создавала человека миллионы лет. И человек обязан отблагодарить природу за это и своей творческой работой продолжить созидательную деятельность. Она может быть продолжена в маленьких областях и в больших областях, в очень престижных и в не очень престижных. Но нужно продолжать накапливать в жизни добро, накапливать все то, что способствует созиданию. И тогда человек будет счастлив, тогда он будет сознавать, что он живет не зря».

Д.С.Лихачев умер 30.IX.1999г Похоронен рядом с женой в Комарово.

На выставке «Ленинград – Петербург, ленинградцы - петербуржцы» привлекает внимание посетителей портрет Д.С.Лихачева, написанный художником А.И. Васильевым.