Реализация комптентностного подхода в образовании: проблемы, перспективы, опыт работы учителей школы. Цель: осмысление проблемы компетентностного подхода Цель: осмысление проблемы компетентностного подхода в обучении.
Проблемы организации компетентностного подхода. Государственные стандарты Квалификация педагогов Проблема учебников Проблема противоречивости идей и представлений, бытующих в обществе Система финансирования
Прогрессивные утверждения компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М. Ковалева); компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально- экономическую реальность (И.Д.Фрумин); компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А.Болотов); компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б.Д.Эльконин); компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность" (А.М.Аронов) или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).
Виды ключевых компетентностей Коммуникативная компетентность Информационная компетентность Компетентность разрешения проблем (Методологическая компетентность)
П: Как реализовать компетентностный подход в реальной школьной практике? понятийное поле система заданий система заданийкомпетентностно-ориентированного характера (КОЗ) характера (КОЗ) современные образовательные технологии (организация процесса обучения)
Особенности заданий Направлены на самостоятельную деятельность с источником информации Метапредметность, интегральность Нестандартная ситуация Направлено на формирование ключевых компетентностей и одновременно позволяет оценить уровень их сформированности Полифокусность позиций Личностное отношение ученика, субъектная позиция
Особенности КОЗ Интегрированность задания Деятельностный характер Овладение универсальными способами деятельности Способствует готовности овладевать способами деятельности в нестандартной ситуации Повышает уровень субъектности
Дополнительные возможности изучаемого материала прикладной характер содержания темы; содержание, включающее в себя оценку явлений и событий; различные концепции; различные толкования причин и следствий, другие противоречивые сведения или позиции, допускающие различное толкование; материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, связанный с конъюнктурными, широко обсуждаемыми в обществе вопросами (например, проблемы экологии, вопросы межэтнических отношений и т.п.); содержание программы, связанное с событиями, явлениями, объектами, доступными непосредственному восприятию школьника (в том числе в учебных ситуациях); материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, его изучение на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры; содержание программы, связанное с формированием учебных умений и навыков (от умения решать квадратные уравнения или использовать формулы вежливости в высказывании на иностранном языке до умения метать гранату на дальность или точность или выполнять запошивочный шов); содержание учебного материала, которое может найти применение в воспитательной (внеучебной) – досуговой, организационной и т.п. деятельности; содержание программы, представляющее собой рассмотрение частных случаев, проявления некоторых общих изучаемых закономерностей и т.п.
Стимул Задачная формулировка Источник информации Инструмент проверки Бланк СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания -Ключ -Модельный ответ -Бланк формализованного наблюдения -задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания
Кто, когда и по какому поводу мог произнеси эти слова? Какая информация позволит вам ответить на эти вопросы. Самостоятельно определите форму представления результата своего исследования. Задачная формулировка
Инструмент проверки Внимание! Мы не можем проверять то, что не упомянули в задачной формулировке. Мы не можем не проверять то, что упомянули в задачной формулировке. Источник информации Задачная формулировка Задачная формулировка: понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом \ шкалой, соответствует возрасту чтения, интересна учащемуся. Кто, когда и по какому поводу мог произнеси эти слова? Какая информация позволит вам ответить на эти вопросы. Самостоятельно определите форму представления результата своего исследования.
Источник информации
Возрастосообразность. Учет гендерных особенностей. Учет конъюнктуры Инструмент проверки Внутренний ресурс Внешний ресурс Источник информации: необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствует возрасту чтения. Внимание! На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий. Учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания Источник информации
Определить место задачи в тематическом планировании. Сформулировать цель компетентностно – ориентированного задания. Сформулировать проблему (условие задачи). Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом). Продумать форму представления готового продукта (решения задачи). Продумать форму оценки (кто, когда и как /по какой форме/ оценивает). Алгоритм составления КОЗ
Инструмент проверки Модельный ответ Аналитическая шкала Аналитические шкалы включают в себя: параметры единой шкалы, предъявляющей общие требования к ответам: письменным (речевое оформление; орфография и пунктуация), устным (речевое оформление; интонационный рисунок, произношение), конкретизацию параметров единой шкалы: содержание, организация
Инструмент проверки Модельный ответ Аналитическая шкала Модельный ответ включат в себя: пример формулировки правильного ответа, [другие формулировки правильного ответа], [примеры ответов, которые частично верны], Внимание! Каждое действие ученика должно найти отражение в оценке. Повторяющиеся действия могут быть положительно оценены как при полном, так и при неполном выполнении перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа Подсчет баллов Содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ
Желаю творческих успехов в работе!