Условия школьного обучения и здоровье детей Республики Алтай Шестернина Жанна Геннадьевна Горно-Алтайский государственный университет г.Горно-Алтайск 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
создание условий, направленных на обеспечение воспитанников рациональным и сбалансированным питанием гарантирование качества и безопасности питания, пищевых.
Advertisements

Рациональное, здоровое питание детей и подростков в школах является необходимым условием сохранения их здоровья. Правильно организованное питание: - обеспечивает.
«Пища, которую мы едим. Вред или польза.». Цель проекта: изучение рациона питания школьника; определение качества продуктов быстрого приготовления.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
Состояние здоровья и функциональной напряженности учащихся Показатели распределения учащихся по группам здоровья в 2012 – 2013 учебном году.
САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕТСКИХ И ПОДРОСТКОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ Ю.И. Стёпкин, О.М. Бегина, Е.В. Заряева ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии.
ОПТИМИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ тепанова Марина Исааковна Д.м.н. С тепанова Марина Исааковна Москва.
Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ. Урок с позиции технологии здоровьесбережения. Выполнила: Л.И. Семенова, учитель начальных классов МОУ СОШ 4 г.Полярные.
Нет смысла в образовании, если система наносит вред здоровью, лишая ребенка самой важной ценности в жизни.
Здоровьесберегающая среда в школе к.б.н., доцент кафедры общей биологии Абдишева Зухра Валиевна.
Здоровое рациональное питание Гирин Сергей Ученик 11а класса МОУ СОШ 7 г. Апатиты.
Организация питания школьников города Иванова в учебном году. Проблемы и пути решения.
«О состоянии образовательных учреждений в Московской области» Начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по.
Организация питания «Детский сад 5 «Яблочко» с.Новозаведенного»
«ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ" 12 МАРТА 2014 ГОДА.
Питание и здоровье моего ребёнка. Родительское собрание в 3 классе. Автор: Винниченко И.М.
Недостаточность питательных веществ О СНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ В ДОУ: Соответствие энергетической ценности рациона энергозатратам ребёнка;
«Здоровый школьник» школьник». Понятие здоровья – единство а с п е к т о в з д о р о в ь я. соматического социального психологического интеллектуального.
Ц ЕЛЬ ПРОЕКТА – СОЗДАНИЕ В ШКОЛЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. Задачи: Проведение диагностики и мониторинга динамики.
Транксрипт:

Условия школьного обучения и здоровье детей Республики Алтай Шестернина Жанна Геннадьевна Горно-Алтайский государственный университет г.Горно-Алтайск 2010 год

Здоровье каждого ребенка определяет целый комплекс факторов и не последнюю роль здесь играет школа. Ведь именно в школе дети проводят большую часть дня (до 70% времени). Немаловажную роль в процессе формирования «школьных болезней» играют факторы внутришкольной среды (микроклимат, освещенность, мебель на соответствие росто-возрастным особенностям ребенка, питание, учебная нагрузка и т.д.), которые должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям учащихся и находится в гармонии с детским организмом.

Удельный вес детских учреждений РА, не отвечающих санитарно- гигиеническим требованиям по показателям воздействия факторов окружающей среды Показатели Процент учреждений, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам Освещенность15,314,514,012,17,8 Микроклимат11,17,56,02,02,3 ЭМП19,816,414,110,85,7 Мебель на соответствие росто- возрастным особенностям детей 27,516,015,014,313,7

Важным условием для нормального роста и развития, повышающим сопротивляемость ребенка к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды является питание. С целью изучения состояния питания детей, как в школе, так и дома было проведено выборочное анкетирование школьников (в каждом районе по 2 школы). Анализ анкет показал, что 87% школьников Республики Алтай завтракают дома до школы. По данным анкет установлено, что в суточном рационе более 50% детей отмечается дефицит рыбы и морепродуктов, овощей и фруктов. Мясные блюда ежедневно готовят в 77% семьях респондентов; молоко и молочные блюда в – 21%. Самыми распространенными блюдами в семье названы – супы (75%) и картофельное пюре - (46%). Самыми любимыми – пельмени и котлеты (63%). 62% респондентов дали отличную оценку качества школьного питания; 32% удовлетворительную и 4,6% отметили неудовлетворительную оценку качества. Основными предложениями по улучшению качества питания были просьбы разнообразить меню, научить персонал пищеблоков вежливому обслуживанию.

Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах и калориях. При составлении меню не учитывается набор продуктов по технологическим картам приготовления блюд. Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах и калориях. При составлении меню не учитывается набор продуктов по технологическим картам приготовления блюд. Питание школьников характеризуется не только снижением энергетической ценности пищи, но и резким обеднением ее микроэлементами, особенно витаминами, дефицит которых отражается на росте и развитии детей. Установлено, что в последние 3 года сохраняется тенденция к снижению потребления наиболее значимых продуктов в биологическом отношении: мяса, молока, рыбы, яиц, овощей и фруктов. При этом существенно увеличивается потребление хлеба, хлебопродуктов и картофеля. Таким образом, отмечается несбалансированность рациона питания учащихся школ. Питание школьников характеризуется не только снижением энергетической ценности пищи, но и резким обеднением ее микроэлементами, особенно витаминами, дефицит которых отражается на росте и развитии детей. Установлено, что в последние 3 года сохраняется тенденция к снижению потребления наиболее значимых продуктов в биологическом отношении: мяса, молока, рыбы, яиц, овощей и фруктов. При этом существенно увеличивается потребление хлеба, хлебопродуктов и картофеля. Таким образом, отмечается несбалансированность рациона питания учащихся школ. При оценке рациона питания школьников также отмечено, что недостаточно внимания уделяется включению продуктов, обогащенных микронутриентами, витаминами. Нестандартность продуктов питания на содержание витаминов составляет в республике 9,8%. Ситуация природного йоддефицита осложняется ростом относительного йодного дефицита, связанного с низким уровнем потребления йодсодержащих продуктов и морепродуктов. При оценке рациона питания школьников также отмечено, что недостаточно внимания уделяется включению продуктов, обогащенных микронутриентами, витаминами. Нестандартность продуктов питания на содержание витаминов составляет в республике 9,8%. Ситуация природного йоддефицита осложняется ростом относительного йодного дефицита, связанного с низким уровнем потребления йодсодержащих продуктов и морепродуктов.

Гигиеническая характеристика готовых блюд в организованных детских коллективах (%) Показатели Удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим требованиям Калорийность18,618,417,89,08,2 «С» - витамин 19,415,215,815,78,4 санитарно- химические 5,85,44,55,35,2 микробиолог ические 3,53,23,92,52,9

Бесспорно, что состояние здоровья детей социально обусловлено. В значительной степени оно зависит и от качества медицинского обслуживания детей, своевременного предоставления специализированной медицинской помощи и проведения необходимого объема оздоровительных мероприятий. Бесспорно, что состояние здоровья детей социально обусловлено. В значительной степени оно зависит и от качества медицинского обслуживания детей, своевременного предоставления специализированной медицинской помощи и проведения необходимого объема оздоровительных мероприятий. Неотъемлемой частью любой оздоровительной работы являются мероприятия, направленные на достижение гигиенического и эпидемиологического благополучия внутришкольной среды, как наиболее управляемого фактора формирования здоровья детей и подростков. Установлено что только при оптимизации санитарно- гигиенических условий обучения отмечается улучшение состояния здоровья учащихся на 11 %. Неотъемлемой частью любой оздоровительной работы являются мероприятия, направленные на достижение гигиенического и эпидемиологического благополучия внутришкольной среды, как наиболее управляемого фактора формирования здоровья детей и подростков. Установлено что только при оптимизации санитарно- гигиенических условий обучения отмечается улучшение состояния здоровья учащихся на 11 %.

Большую часть дня дети проводят в школе, поэтому очень важно, чтобы необходимый спектр оздоровительных услуг оказывался им в образовательных учреждениях. Оздоровительное направление всегда составляло одну из ведущих сторон деятельности детских образовательных учреждений. На современном этапе развития системы образования это направление становится все более актуальным в связи с негативными изменениями в состоянии здоровья детей, отмечаемыми на протяжении последних лет.

Для того чтобы оценить воздействие санитарно- эпидемиологических факторов на состояние здоровья учащихся необходимо: проведение более качественных углубленных медицинских осмотров с привлечением узкопрофильных специалистов, особенно в тех районах, где регистрируется ежегодное превышение среднереспубликанских показателей; проведение более качественных углубленных медицинских осмотров с привлечением узкопрофильных специалистов, особенно в тех районах, где регистрируется ежегодное превышение среднереспубликанских показателей; целенаправленное проведение лабораторно- инструментальных исследований факторов внутришкольной среды. целенаправленное проведение лабораторно- инструментальных исследований факторов внутришкольной среды.

Проведенные исследования свидетельствуют, что в целях сохранения и укрепления основных показателей здоровья детей необходимо на республиканском уровне улучшить санитарно- гигиенические условия жизни детей. Органам педиатрической службы, средним медицинским работникам школ работникам систем образования усилить контроль за гигиеническим воспитанием школьников и внедрением в практику школьного обучения здоровьесберегающих технологий.