Занятие 4 Я - надо
Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит. Поговорка
Общественное производство представлено различными видами труда, профессиями (более 104). Все они подразделяются на массовые, которыми занимается большинство (сельхозрабочий, строитель, шофер и т.д.) редкие, которые представлены единицами (ювелир, настройщик музыкальных инструментов). Это – общественное разделение труда, отражающее социальный заказ на рабочую силу. Система разделения труда в обществе создает рынок труда. Поэтому профессиональное самоопределение есть одновременно и самоограничение.
Упражнение – дискуссия «Кто нужен нашему городу» Давайте представим, что мы (класс) – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик («житель города») мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются… Дискуссия под руководством «мэра», вероятно покажет, что с таким набором профессий город жить не сможет. Чтобы он существовал, необходимо наличие многих профессий, в том числе не престижных, но нужных обществу. Поэтому некоторым найти работу «по желанию» не удастся. «Жители города приходят к выводу о том, что жизненные потребности людей и общества диктуют свои правила выбора профессии – фактор «надо».
Упражнение «Учет обстоятельств» Учащимся предлагается составить представление о себе в профессиональной области с учетом требований рынка труда, условий для обучения, а также индивидуальных ограничений. Требования рынка труда Условия для обучения Семейно-бытовые условия Ограничения по здоровью Ограничения по способностям Я надо =
Ситуация – проба «Возьмите меня на работу» Вам необходимо устроится на работу в условиях конкурса претендентов. Вы пришли на большую фирму для разговора с руководителем. Задание. Составьте рекламное резюме о себе, своих возможностях, умениях, знаниях и т.д., постарайтесь, чтобы вас приняли на любую работу на интересующую вас работу. Социально – приемлемые позиции: Объективность (не лгать) Умение показать свои достоинства Скромность и открытость Вежливость и доброжелательность Поиск оптимального решения Учет законов маркетинга