Характеристика и структура национальной системы образования
Образование Образование обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося. Образование в Республике Беларусь является одним из главных приоритетов государственной политики, имеющих целью формирование свободной, творческой, нравственно, интеллектуально и физически развитой личности.
Законы в сфере образования Главным законодательным документом в области образования является Кодекс Республики Беларусь об образовании.
Государственная политика в сфере образования основывается на принципах: приоритета образования; приоритета общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; гарантии конституционного права каждого на образование; обеспечения равного доступа к получению образования; обязательности общего базового образования; интеграции в мировое образовательное пространство при сохранении и развитии традиций системы образования; экологической направленности образования; поддержки и развития образования с учетом задач социально-экономического развития государства; государственно-общественного характера управления образованием; светского характера образования.
Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются: обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан в сфере образования; обеспечение доступности образования, в том числе лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями; создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи;
Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются: создание необходимых условий для удовлетворения запросов личности в образовании, потребностей общества и государства в формировании личности, подготовке квалифицированных кадров; обеспечение участия государственных органов и иных организаций, в том числе общественных объединений, в развитии системы образования; осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию; осуществление целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих;
обеспечение преемственности и непрерывности уровней основного образования, ступеней образования в рамках одного уровня основного образования; обеспечение равенства белорусского и русского языков; обеспечение деятельности учреждений образования по осуществлению воспитания, в том числе по формированию у граждан духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия. Основными направлениями государственной политики в сфере образования являются:
Система образования Республики Беларусь Система образования совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования. Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.
Компонентами системы образования являются: участники образовательного процесса при реализации образовательных программ; образовательные программы; учреждения образования; организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования; иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность;
государственные организации образования, обеспечивающие функционирование системы образования; учебно-методические объединения в сфере образования; организации, обеспечивающие проведение практических занятий, прохождение практики или производственного обучения обучающимися; организации заказчики кадров; организации, направляющие работников для освоения содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых. Компонентами системы образования являются:
Уровни образования Образование ОсновноеДополнительноеСпециальное
Система основного образования в Республике Беларусь ССредняя школа Базовая школа Вечер- няя школа Возраст, лет ПТУ, проф- лицей ВУЗ Аспирантура Магистратура Гимназия Лицей Начальная школа Дошкольное образование Семейное воспитание Трудовая деятельность ССУЗ,кол- ледж Докторантура 2
Система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.
Основное образование в Республике Беларусь включает в себя следующие уровни: Послевузовское образование (аспирантура, докторантура) Высшее образование Среднее специальное образование Профессионально-техническое образование Общее среднее образование Дошкольное образование
Дополнительное образование Дополнительное образование детей и молодежи Дополнительное образование взрослых (повышение квалификации и переподготовка кадров)
Специальное образование Специальное образование – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях дошкольного, общего среднего образования.
Образование может быть получено: Получение образования Очная форма дневнаявечерняя Заочная форма Дистанционная Соискательство (для послевузовского образования)
Учреждения образования подразделяются на следующие типы: учреждения дошкольного образования; учреждения общего среднего образования; учреждения профессионально- технического образования; учреждения среднего специального образования; учреждения высшего образования; учреждения специального образования;
Учреждения образования подразделяются на следующие типы: учреждения дополнительного образования детей и молодежи; учреждения дополнительного образования взрослых; воспитательно-оздоровительные учреждения образования; социально-педагогические учреждения; специальные учебно-воспитательные учреждения; специальные лечебно-воспитательные учреждения. Учреждения образования могут быть государственными и частными.
Образовательный процесс в учреждениях образования организуется на основе: принципов государственной политики в сфере образования; образовательных стандартов; достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов; педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания; культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры; современных образовательных и информационных технологий.
Основные требования к организации образовательного процесса: обеспечение качества образования; компетентностный подход; охрана здоровья обучающихся; соблюдение установленных продолжительности учебного года и каникул, сроков и форм аттестации обучающихся; соблюдение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов;
Основные требования к организации образовательного процесса: создание безопасных условий при организации образовательного процесса; создание условий для развития творческих способностей обучающихся, вовлечение их в различные виды социально значимой деятельности;
Основные требования к организации образовательного процесса: обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи; педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений; создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития.
Управление в сфере образования в Республике Беларусь Управление в сфере образования в Республике Беларусь носит государственно-общественный характер. Целями управления в сфере образования являются: проведение государственной политики в сфере образования; совершенствование и развитие системы образования; реализация образовательных программ, программ воспитания.