Педагогические идеи М.В. Ломоносова Иванова Ольга Анатольевна- д.п.н., профессор
Михаил Васильевич Ломоносов ( )- первый русский академик. Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 г.
Педагогические труды М.В. Ломоносова: «Проект регламента московских гимназий» (1755); «Проект регламента академической гимназии»(1758); «Проект об учреждении гимназий и школ в «больших» и «малых»городах»(1760) Слово о пользе химии (1751); О сохранении и размножении российского народа (1761) и др.
Источники педагогических идей М.В. Ломоносова: прогрессивные взгляды выдающихся мыслителей эпохи античности, Возрождения, Просвещения, опыт обучения в русских и зарубежных школах. труды Яна Амоса Коменского собственная педагогическая деятельность.
Педагогическая теория Ломоносов - первый русский педагог, который разработал педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое понимание. Основная идея теории: Положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения. Ломоносов выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. Отстаивал идею светскости образования и получения молодыми поколениями основ научных знаний.
М.В. Ломоносов заложил основы научной педагогической терминологии
М.В. Ломоносов определил воспитание главным фактором развития человека. Он писал, «… молодых людей нежные нравы, во все стороны гибкие страсти и мягкие их и воску подобные мысли добрым воспитанием управляются».
М.В. Ломоносов определил основную цель воспитания формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине.
Качества нравственно воспитанного человека: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Пороки нравственности: леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.
Природные особенности детей считал основой и источником их развития. Он выделял природные дарования: душевные (речь, память, мышление и др.) и телесные (физические способности). Считал, что природные умственные задатки являются доброй землей «…к посеянию чистого семени, ибо семя на неплодородной земле, так и учение в худой голове тщетно и бесполезно….»
Первым в русской педагогике систематизировал методы воспитания: наблюдение за поведением молодых людей, вовлечение их в многоплановое общение, наставление на добрые дела, похвала и одобрение хорошему поступку, награждение за заслуги. наказания (внушение, запрещение, принуждение, физическое наказание, исключение из гимназии и т.п.)
Дидактические идеи Ломоносов считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. «Из наблюдений установлять теорию, через теорию исправлять наблюдения есть лучший всех способ к изысканию правды».
Практика - является основой познания. Весь процесс человеческого познания определяется потребностями практической деятельности.
Прогрессивной в дидактических идеях М.В. Ломоносова явились постановка и организация классно-урочной системы.
Принципы обучения природосообразность; доступность; логичность; научность; учёт наследственности и индивидуальных особенностей детей, условий их обучения; самостоятельность
Он первым в истории русской педагогики систематизировал методы и приемы обучения: вопрос (ученику), вызов (для ответа), объяснение, выдержать испытание, выучить, вытвердить, изусть твердить, диспут, домашние и школьные упражнения (экзерциции), дневное задание, задача, лекции, лабораторное задание, наставление школьников ( в обучении), награждение (лучших), наказание (ленивых), опыты, переводы (текстов), проверка знаний, приводить примеры, толковать понятия, рассуждать, сочинение, слушание наук, указание (к изучению), учительский спрос, чтение лекций, экзамены, эксперимент, практика, беседа, аргументация научных положений, дискуссия, рассуждения.
М.В. Ломоносов разделил методы на три основные группы: словесные, практические методы самостоятельной работы.
Основным критерием истинности научного знания Ломоносов считал эксперимент.
Первые фундаментальные учебники по русскому языку, риторике, оригинальные учебные руководства по естественным и математическим дисциплинам, написанные Ломоносовым, заложили основы методики преподавания как науки.
В методике преподавания естественных наук главное внимание Ломоносов уделял обучению практическим навыкам, умениям владеть физическими и химическими приборами.
Он первым представил гимназию как передовой тип средней общеобразовательной школы в России. Огромной заслугой ученого явилось основание Московского университета (1755) с тремя факультетами: философским, юридическим, медицинским, в котором обучение велось преимущественно на русском языке.
Ломоносов объединил вокруг себя прогрессивно настроенных ученых, своих учеников Н.И. Попов- академик- астроном, Д.И. Виноградов – создатель русского фарфора, А. Поляков- гравер, В.И. Лебедев – переводчик, И.И. Голубцов, А.А. Барсов и др.
Посвятим этот год изучению и популяризации идей, открытий, достижений М.В. Ломоносова!!!