Идеальная цель: подготовка детей с отклонениями в развитии к полноценной жизни, их социализация, к умению реализовывать в жизни свою индивидуальность и свои способности. Стратегическая цель – становление нового стиля воздействия педагога на формирующуюся личность ребенка (диалог, эмоционально насыщенное и рационально продуманное поведение). Стратегическая цель – это педагогика сотрудничества.
Тактическая цель – творческое развитие личности ребенка (расширенная сеть кружковой, клубной, предметной работы). Реальная цель – выявление и развитие природных задатков каждого ребенка. Систематическое изучение типичных и индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.
Основные задачи воспитательной работы: Создание условий для успешной адаптации уч-ся к жизни в ученическом коллективе; Формирование нравственных чувств и культуры общения; Овладение учащимися знаниями о социуме, о социальной культуре общества, правилах поведения в общественных местах; Предоставление оптимальных возможностей для раскрытия и развития способностей учащихся, личностных качеств, необходимых для успешной интеграции выпускников во взрослое общество; Предоставление оптимальных возможностей для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Коррекционные задачи: Создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с дефектом; Организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения и освоения воспитанниками коммуникативных форм поведения; Коррекция высших психических функций; Коррекция эмоционально-волевой сферы.
Принципы организации педагогической работы по воспитанию учащихся: Принцип создания толерантной среды Принцип индивидуализации Принцип сотрудничества Принцип мотивации деятельности Принцип единства целостности воспитания и обучения Принцип систематичности и целенаправленности Принцип коррекционной направленности
Программа реализации концепции воспитательной системы школы-интерната: 1-й блок. «Я и мои интересы» 2-й блок. «Я – гражданин России» 3-й блок. «Я и общество» 4-й блок. « Я и творчество» 5-й блок. «Я и природа» 6-й блок. «Я и моя семья» 7-й блок. «Я – культурный человек»
Возрастные воспитательные подпрограммы Для учащихся 1-4 классов – подпрограмма «Добрый мир». Цель – приобщение к законам современного мира через его познание. Задачи: * формирование социального опыта младшего школьника; * воспитание его эмоционального взгляда на мир, гуманистического мироощущения; * формирование в единстве эстетических и этических норм и чувств.
Для учащихся 5-7 классов – подпрограмма «Семь вершин успеха». Цель – помочь понять себя, окружающий мир, найти свое место в коллективе, выстроить свои отношения с одноклассниками. Задачи: * создание образа достойного человека; * формирование правил социального поведения; * создание условий для приобретения школьниками опыта взаимодействия с разными людьми в совместном общении.
Для учащихся 8-9 классов – подпрограмма « Шаг в будущее» Цель – создать благоприятные условия для личностного и профессионального самоопределения школьников. Задачи: * способствование формированию у учащихся профессиональных и жизненных планов; * оказание помощи старшеклассникам в учебно- воспитательной деятельности.
Содержание комплексной программы 1-й блок. «Я и мои интересы».
2-й блок. «Я и общество»
3-й блок. «Я – гражданин России»
4-й блок. «Я и моя семья»
5-й блок. «Я и природа»
6-й блок. « Я – культурный человек»
7-й блок. « Я и творчество»
Начальная школа Детская организация «РОСТКИ» Формирование соуправления через сменные поручения : Дежурный командир; Староста; Санитар; Физорг; и другие
Средняя школа Детская организация «ПОДРОСТКИ» Формирование основ самоуправления: Учебная комиссия Досуговая комиссия Шефская комиссия Комиссия дисциплины и порядка Представители от классов СтаростыСовет Дела Вожатые Классные коллективы Школьный комитет Школьное собрание
Художественно-эстетическое направление: вокально-хоровое искусство; хореографическое искусство; театральное искусство; декоративно-прикладное искусство, ИЗО; модульное оригами; ремесла.
Физкультурно-спортивное направление: Подвижные игры Научно-техническое направление: Компьютерный дизайн и компьютерная графика