1 Современная модель образования: пути реализации О перспективах развития школьного образования ноябрь, 2008
2 Логика госполитики в образовании – институционализация СМО 5 сентября 2005 г. Президент РФ: Приоритетные национальные проекты 1 октября 2008 г. Правительство РФ: Концепция долгосрочного развития РФ Основные направления деятельности Правительства РФ 28 февраля 2008 г. Совет по ПНП: Программа в развитие нацпроектов 24 сентября 2008 г. Президиум Совета: Программа реализации нацпроектов 9 декабря 2004 г. Правительство РФ: Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации 13 сентября 2007 г. Совет по ПНП: Современная модель образования
3 СМО: Ключевые общесистемные изменения 1.Новый организационно-экономический механизм 2.Новые принципы управления образованием 3.Взаимодействие с мировой системой образования 4.Общедоступность образовательных ресурсов 5.Использование и обновление ИКТ 6.Обновление квалификации кадров
4 СМО: Школьное образование Школа ступеней, базовые школы Компетентностный подход Индивидуальное конструирование образовательных маршрутов Внеурочная деятельность в рамках образовательной программы Возможность осваивать элементы профессионального образования Оценка и учет индивидуальных достижений
5 Концепция долгосрочного развития 1. Инструменты социального развития 2. Инновационное базовое образование 3. Современное непрерывное образование 4. Обратная связь образования и общества
6 Основные направления деятельности Правительства Внедрение ФГОС Переход на нормативное подушевое финансирование Публичная отчетность Органы самоуправления (управляющие советы) Фонд содействия реформированию образования Поддержка развития сети учреждений, реализующих новые стандарты, в том числе «школа ступеней» НСОТ на основе НПФ Талантливая молодежь Федерально-региональная система повышения квалификации
7 ПНПО-2 1.Инструменты социального развития 1.1. Поддержка муниципальных программ по дошкольному образованию 1.2. Классное руководство 1.3. Школьное питание 1.4. Доступ в интернет 1.5. Современная школа 1.6. Дистанционное образование детей-инвалидов 1.7. Подготовительные отделения для контрактников 2. Инновационное базовое образование 2.1. Внедрение результатов КПМО 2.2. Лучшие учителя, внедряющие новые ФГОС 2.3. Поддержка талантливой молодежи 2.4. Поддержка НПО/СПО 2.5. Федеральные университеты 2.6. Национальные исследовательские университеты 3. Современное непрерывное образование 3.1. Бизнес-школы 3.2. Поддержка инновационных программ непрерывного образования 4. Обратная связь образования и общества «пронизывает все»
«Современная школа» Комплексные проекты (НСОТ, НПФ, СОКО, ГОУ) 31 регион, 5,25 м.р. Мониторинг условий в школах (доля школьников, обучающихся в современных условиях) Создание современных условий в школах Кон- курс Современные условия: Горячее питание Физкультурный комплекс Учебное оборудование Школьная гигиена процедура 20 регионов, 10 м.р. 0,2 м.р.
9 возможные альтернативы Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России ноябрь, 2008 Наша новая школа:
10 5 пунктов президентской инициативы 1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов 2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности 3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей 4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно 5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения
11 Логика конструирования альтернатив 1.Ручное регулирование или институциональные изменения? 2.Патернализм или рамки для проявления инициатив? 3.Ориентация на реальную или виртуальную экономику? 4.Национальные проекты или целевые программы?
12 1. Новые стандарты & Возможность раскрыть свои способности & Подготовка к жизни в технологичном конкурентном мире Выбор из широкого меню«Разносторонняя» программа для всех Требования к учебникам Требования к технологиям & Обновление содержания образования Обсуждения содержания учителями – победителями ПНПО Разработка примерных программ с участием академий & Оценка выполнения требований к результатам Объективные статистические исследования качества и добровольное индивидуальное оценивание Обязательный ЕГЭ после 4 и 9 классов
13 ГИА и ЕГЭШКОЛА 5 10класс11класспредметы 4 35 математика физика 44 русскийязык 44 физическаякультура Иныеформы Г И А ЕГЭ русскийязыкрусскийязык математикаматематика ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ ПРЕДМЕТЫ ПО ВЫБОРУ ВЫПУСКНИКА ин.яз химия физика литература биология география история обществоведение информатика Дети с особыминуждами без «неудов.» по всем предметам учебного плана 2 обязат. экзамена ниже порога + год все обяз. экзам. не ниже порога 1 обяз. экзам. ниже порога пересдать в дополнительные дни сдалне сдал аттестат свид-во ЕГЭ
14 2. Талантливые дети Культивирование талантов из общей школьной среды & Широкая самопрезентация & Конкурсы & Дополнительное образование & Крупные современные образовательно-творческие центры (базовые профильные школы, лагеря) Эксклюзивное сопровождение & Интернаты для особенно одаренных детей на базе самых передовых вузов & Банк данных одаренных детей, отслеживание и фиксация их достижений & Слеты одаренных детей & Индивидуальная образовательная программа одаренного ребенка
15 3. Ключевая роль учителя – часть 1 Совершенствование оплаты труда Социальные льготы & Пенсии & Подъемные & Жилье Стимулирующая часть Развитие общественного участия в оценке результатов и сильная зависимость размера премий от результатов Базовая часть Обновление профессио- нального стандарта и сильная зависимость зарплаты от результатов аттестации & Обновление системы аттестации кадров Допуск к должности Повышение статуса
16 3. Ключевая роль учителя – часть 2 & Внимательное, уважительное отношение к детям и родителям (Защита прав) & Обновление системы повышения квалификации учителей (ПК) Принятие нового профстандарта Создание кодекса профессиональной педагогической этики саморегулируемыми организациями Новые программы ПК и государственные требования к ним, предмет совместного ведения федерации и регионов Персональные бюджетные сертификаты, модульно-накопительная система, насыщенный рынок услуг ПК (в т.ч. стажировки в школах – победителях ПНПО) & Обновление педобразования & Углубление практики («педагогическая интернатура») & Присоединение педвузов к классическим университетам, развитие двухуровневой системы Б пед М нау Б нау М пед
17 4. Российская школа не должна быть «ветхой»… & Новые принципы работы школ & Современные требования к учебному оборудованию Организация и управление Формулирование сообществом инновационных школ, саморегулируемыми организациями Дидактика и аксиология Формирование академиками Перечень предметов Перечень функций & Современная инфраструктура (медпункты, столовые, спортзалы, а также лаборатории, пресс-центры, медиацентры, актовые залы) & Новый порядок проектирования, строительства, формирования материально-технической базы школ Установление требований и помощь регионам Установление требований и контроль за регионами Средства из бизнеса в школы Средства губернаторов на показательные проекты
18 5. Здоровье школьников и индивидуальный подход & Разгрузка & Индивидуальный подход к каждому ученику Уменьшение объема образовательных программ (снижение количества часов) Рост доли реализации проектов, социальных практик, деятельностей в структуре образовательной программы Создание стимулов для здорового образа жизни & Портфолио & Индивидуальные образовательные программы & Тьюторы Жесткий индивидуальный контроль за здоровьем & Карта здоровья & Контроль за питанием («школьное молоко») & Диспансеризация Вместо части уроков Внутри уроков
19 Школьное образование – утрата внимания к обновлению Школа ступеней, базовые школы Компетентностный подход Индивидуальное конструирование образовательных маршрутов Внеурочная деятельность в рамках образовательной программы Возможность осваивать элементы профессионального образования Оценка и учет индивидуальных достижений Новый организационно-экономический механизм Новые принципы управления образованием Взаимодействие с мировой системой образования Общедоступность образовательных ресурсов Использование и обновление ИКТ Обновление квалификации кадров
20 Справочно Дополнительные слайды
21 Дошкольное детство Кон- курс Гибкие модели предшкольного образования + Клубы для семей с детьми до трех лет 40 муниципальных образований, 4,8 м. р. 40 муниципальных образований, 4,8 м. р. 40 муниципальных образований, 4,8 м. р.
22 Рабочие и специалисты среднего звена Кон- курс Сеть учреждений, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных производств 60 инновационных программ, 1,8 м. р. 60 инновационных программ, 1,8 м. р. 60 инновационных программ, 1,8 м. р. В регионы
23 Федеральные университеты ,5 м.р. 2 м.р. 1 1,5 м.р. 2 м.р. 2 1 м.р. 1,5 м.р. 2 м.р. 3 1,5 м.р. 4 5
24 Исследовательские университеты по 0,2 м.р. по 1 м.р. по 0,3 м.р. по 1 м.р. Кон- курс 1 5 у н и в е р с и т е т о в (5 л е т) у н и в е р с и т е т о в 3 м.р.15 м.р.19,5 м.р.30 м.р. Итого: