Профессиональное самоопределение подростков через моделирование жизненных планов Программа элективного курса Скоробогатова Н.В., педагог-психолог МОУ СОШ 2 с. Верхнепашино
Цель курса: Психолого-педагогическая помощь подросткам в определении жизненных планов, прояснении временной перспективы Психолого-педагогическая помощь подросткам в определении жизненных планов, прояснении временной перспективы
Идея курса: Движение подростков от осознания личностных качеств к моделированию индивидуального маршрута Движение подростков от осознания личностных качеств к моделированию индивидуального маршрута
Курс призван решить следующие задачи: помочь овладеть способами самопознания и саморазвития; помочь развить умение ставить реалистичные цели своей будущей жизни на основе знаний о себе; оказать поддержку в создании модели ближайшего будущего
Программа является самостоятельным курсом, построена в гуманистической парадигме. Профессиональное самоопределение понимается как самостоятельный выбор профессии, осуществлённый на основе соотнесения своих возможностей, способностей с требованиями профессии
Механизмом формирования профессионального самоопределения является предъявление подросткам определённой последовательности действий (занятий данного курса), в результате которых формируется готовность к профессиональному самоопределению
Программа предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.
Курс рассчитан на 17 часов Занятия проходят в виде уроков, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам профессиоведения, практическими навыками принятия решения, самопрезентации Занятия проходят в виде уроков, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам профессиоведения, практическими навыками принятия решения, самопрезентации
Учащиеся приобретают следующие конкретные умения: изучать собственные особенности и возможности, выполнять количественную обработку результатов тестирования, делать выводы, обсуждать результаты исследования, участвовать в дискуссии, строить профессиональные планы на основе знаний о себе изучать собственные особенности и возможности, выполнять количественную обработку результатов тестирования, делать выводы, обсуждать результаты исследования, участвовать в дискуссии, строить профессиональные планы на основе знаний о себе
Эффективность усвоения курса оценивается на основе следующих критериев успешности: выполнения обязательной итоговой работы, представленной в установленный срок, в предложенной руководителем форме с соблюдением стандартных требований к её оформлению. Дополнительные баллы могут выставляться за любое из названных дополнительных условий: инициативно, качественно выполненное задание помимо обязательных; использование информационных технологий; инициативную публичную презентацию своей работы в школе (конкурс, смотр) выполнения обязательной итоговой работы, представленной в установленный срок, в предложенной руководителем форме с соблюдением стандартных требований к её оформлению. Дополнительные баллы могут выставляться за любое из названных дополнительных условий: инициативно, качественно выполненное задание помимо обязательных; использование информационных технологий; инициативную публичную презентацию своей работы в школе (конкурс, смотр)
В процессе проведения курса дополнительно может фиксироваться динамика интереса учащихся через анкетирование на первом и последнем занятии, собеседовании в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т.е. не менее двух раз за цикл обучения). Форма итоговой отчётности заключается в проведении итоговой мини-конференции с презентацией работ учащихся
Продуктом реализации данного курса является модель временной перспективы, включающая в себя образовательные маршруты, которые предлагает образовательное учреждение
В результате занятий у учащихся актуализируется процесс профессионального и личностного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации
© Скоробогатова Н.В., педагог-психолог МОУ СОШ 2 с. Верхнепашино Литература: 1.Анисимова Н.П., Кузнецова И.В. профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодёжи. Ярославль, Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д, Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Воронеж, Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, Руткевич М.Н., Потапов В.П. После школы. М., Чернявская А.П. психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, Литература: 1.Анисимова Н.П., Кузнецова И.В. профессиональная ориентация, профотбор и профессиональная адаптация молодёжи. Ярославль, Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д, Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Воронеж, Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: ВАКО, Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М.: Генезис, Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов. – М.: Генезис, Руткевич М.Н., Потапов В.П. После школы. М., Чернявская А.П. психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.